«БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ»

«БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ» – рукопись последней четверти XV в., выдающийся памятник древнерусской каллиграфии, книжного и изобразительного искусства (Российская государственная библиотека, с восследованием); название получила по имени первого исследователя – Фёдора Ивановича Буслаева. Кодекс состоит из 284 листов бумаги размером 19,7х13,2 см, написан пятью анонимными писцами (два основных писали листы 1–4, 41–167, 283–284 и 5–40, 168–283, тремя написаны небольшие участки текста). Второго основного писца Борис Михайлович Клосс отождествил с Антонием «иконописарем», восполнившим утраты в пергаменной Псалтири с восследованием (Исторический музей). Время создания «Буслаевской Псалтыри» исследователи устанавливают на основании титулования в записи на листе 202 Ивана Ивановича Молодого великим князем (известен с таким титулом с 15 сентября 1485 г.; ум. 7 марта 1490 г.). Исследователи не исключают, что в греческой записи писца Игнатия на листе 283, которую принято считать скопированной из оригинала 1429 (6937) г., цифра десятков представляет не «лямбду» (20), а «коппу» особого начертания (числовое значение 90); в таком случае работа над рукописью длилась со 2 октября 1487 г. по 1 декабря 1489 г. «Буслаевская Псалтырь» была создана в столичной мастерской, заказчик рукописи исследователям неизвестен, сравнительно скоро после написания (на рубеже XV–XVI вв.) она, судя по записи на обороте первого защитного листа, принадлежала князю Александру Даниловичу Пенкову (из рода Ярославских князей, погиб в 1506 г. под Казанью), после которого, как полагают исследователи, поступила вкладом в Троице-Сергиев монастырь. Перед текстом Псалтири (на листах 1–40) в кодексе помещены отдельные чтения из Евангелия, выписки из аскетических сочинений (Григория Синаита, Никиты Стифата, Василия Великого) и патериков, «Наказание к отрекшимся мира сего» преподобного Илариона. За триодной частью тропарника (с листа 190) следуют службы, каноны, молитвы и отдельные песнопения Спасителю, Святой Троице, на богородичные праздники и избранным святым (в том числе канон Варлааму (Хутынскому), на листах 281–282 помещены святцы в таблицах). Отсутствие в «Буслаевской Псалтыри» Часослова и минейной части тропарника исследователи объясняют тем, что из кодекса не позднее времени последнего переплетения было изъято 92 листа, что примерно соответствует объёму отсутствующего текста. «Буслаевская Псалтырь» отличается редким богатством и изяществом оформления. Вместе с рядом других рукописей, определяемых в литературе как «круг Буслаевской Псалтири» (лицевая «Книга 16 пророков с толкованиями» 1489 г., написанная по заказу дьяка Василия Мамырёва (Российская государственная библиотека, Московская духовная академия); Евангелие-тетр 1480 гг. из собрания Государственного архива Тверской области); 16 Cлов Григория Богослова с толкованиями рубежа 1480–1490 гг. (Российская государственная библиотека); Евангелие-тетр рубежа XV–XVI вв. (Российская государственная библиотека); Евангелие-тетр Ивана Ульянова начала XVI в. (Библиотека Академии Наук); Минея Праздничная последней четверти XV в. (Библиотека Академии Наук), кодекс представляет направление в русской художественной культуре рубежа XV–XVI вв., характеризующееся освоением элементов западноевропейского (прежде всего, итальянского и нидерландского) искусства, являясь в нём одним из центральных памятников.

 



 
PR-CY.ru