«БЕГСТВО В ЕГИПЕТ» - Страница 3

«Евангелие Псевдо-Матфея» говорит о рассыпавшихся 175 идолах, в арабском «Евангелии детства» повествуется о разрушении главного египетского идола, обращении жреца и изгнании бесов из его малолетнего сына. В поздней апокрифической традиции делается попытка поместить эпизод «Бегства в Египет» в перспективу всемирной истории, которая исполняется в новозаветных событиях. Об этом в «Сивиллиных оракулах» говорится так: «Будет тут знамение смертным, когда из Египта нежданно камень придёт драгоценный, хранимый Богом». Апокрифические предания о «Бегстве в Египет» оказали определённое влияние и на церковную традицию. Например, Кирилл Иерусалимский явно использует апокрифические мотивы, говоря о том, что Христос пошёл в Египет, чтобы там «сокрушить рукотворенных богов египетских». Особенно эти сюжеты нашли отражение в богослужебных текстах. В тропаре девятой песни канона на повечерии 24 декабря событие «Бегство в Египет» прямо описывается с привлечением апокрифических данных. Также и в Акафисте Пресвятой Богородице в одиннадцатом (русском шестом) икосе. Самый ранний пример этого сюжета, известного как самостоятельно, так и в составе композиции «Рождество Христово», – мозаики триумфальной арки в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440 гг. На правой стороне арки в двух верхних ярусах росписи представлены явление ангела Иосифу, встреча Святого семейства жителями города Сатин, признавших Младенца Христа Богом после того, как в храме разрушились все идолы (в мозаике показан храм, украшенный многочисленными языческими скульптурами), и встреча Святого семейства Афродитианом. В средневизантийский период складывается иконография сюжета «Бегство в Египет» как изображение путешествия Святого семейства, повторяющаяся впоследствии с незначительными вариациями в византийских и позднейших русских памятниках: Богоматерь с Младенцем Христом восседает на осле, ведомом под уздцы Иосифом, замыкает шествие юноша в короткой тунике с посохом на плече, на котором висит корзинка. Египет символически изображён в виде обнесённого стеной града, перед вратами – фигура женщины с короной на голове, с поклоном выходящая навстречу, – персонификация Египта (Минологий Василия II; 976–1025 гг.); Евангелие (XI в.); икона «Рождество Христово» (монастырь великомученицы  Екатерины на Синае, XI в.); мозаики Палатинской капеллы в Палермо, 1150–1160 гг.; мозаики церкви Сан-Марко в Венеции, после 1200 г.). Иногда осла ведёт юноша, а Иосиф с Младенцем на плечах следует за Богоматерью (Гелатское Евангелие). Сюжет «Бегство в Египет» встречается в иллюстрациях к Пс. 90 (конец XI в.), к Акафисту Богородицы, где изображаются идолы, падающие со стен города (Исторический музей; икона XVII в. – музеи Московского Кремля).



 
PR-CY.ru