«БЕСЕДА ТРЁХ СВЯТИТЕЛЕЙ»

«БЕСЕДА ТРЁХ СВЯТИТЕЛЕЙ» – древнерусский апокрифический литературный памятник, составлен в форме вопросов и ответов (от имени святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). Древнейший русский список «Беседы трёх святителей» исследователи относят к XII–XIII вв., южнославянский – к XIII–XIV вв. «Беседа трёх святителей» возникла под влиянием апокрифических источников и народной поэзии (фольклора). Большинство вопросов касается библейских событий, многие вопросы переходят в загадки, некоторые имеют парадоксальный характер («Кто солгав спасеся, а истину рек погибе» (Петр и Иуда), «Город стоит, а пути к нему несть» (Ноев ковчег), «Кто дважды смерть вкуси» (Лазарь) и др.). Встречаются вопросы и ответы «научного» характера («Колико островов великих?»). Отдельные списки «Беседы трёх святителей» имеют дополнение к названию – «Списано с патерика римскаго», что, как полагают исследователи, является лишь указанием на латинские тексты в жанре вопросов и ответов VII–IX вв. («Joca monachorum», «Interrogationes»). По мнению исследователей, с текстом «Собеседований о жизни италийских отцев» Римского папы Григория I Великого (Двоеслова) содержание «Беседы трёх святителей» не имеет ничего общего. Греческие списки вопросов и ответов на библейские темы, сходные по характеру со славянскими и латинскими, исследователи датируют XII–XVI вв., но вопрос о протографе до сих пор не решён (некоторые учёные предполагают в нём фольклорные источники, отразившиеся в латинских, греческих и славянских литературных памятниках). С XIV в. «Беседа трёх святителей» включается в «Списки отречённых книг» в числе «ложных писаний», её авторство приписывается болгарскому ересиарху Иеремии (его сборники произведений известны с XIII в.). Исследователи отмечают, что содержание «Беседы трёх святителей» в различных списках имеет отличия, т.к. текст дополнялся под влиянием таких памятников переводной литературы, как «Словеса избранные толковые Григория Феолога», Палея в различных редакциях, «Книга бытия небеси и земли», апокрифические сказания, толкования Священного Писания, народные и книжные загадки. Влияние «Беседы трёх святителей» заметно в «Повести о Дмитрии Басарге», азбуковниках, сочинении «Повесть о бражнике» (XVII в.). Название «Беседа трёх святителей» также встречается по отношению ещё к двум произведениям: «Вопросы и ответы Григория Богословца и Василия», древнейший список которых находится в «Изборнике Святослава 1073 г.» и «Устроение слов Василия и Григория Феолога, Иоанна» (самый ранний список XV в.).

 
PR-CY.ru