БЛАЖЕНСТВО

БЛАЖЕНСТВО – состояние приобщённости благу; в православном понимании – состояние совершенной духовной радости пребывающего в Божественной любви человека, достигнутое благодаря единению с Богом, обожению. В Синодальном переводе Священного Писания терминами «блаженство», «блаженный» в большинстве случаев передаются еврейскими и греческими терминами: Рим. 4:9, Мф. 5:3–11; Лк. 6:20–22 (Заповеди блаженства); Мф. 13:16; Лк. 11:28; 12:37; 14:14, 15; Ин. 13:17; 20:29; 1 Петр. 3:14; 4:14; Рим. 4:7, 8; и др. В Септуагинте термин «блаженство» используется как понятие блаженного, счастливого человека (Иов. 5:17; Пс. 1:1; 2:12; 39:5; 40:2; 64:5; 83:13; 93:12; 111:1; 118:1, 2; 145:5; Притч. 3:13; 8:34; Ис. 30:18; и др.). В древнегреческой литературе этим термином обозначали преимущественно блаженное, чуждое страданий существование богов и людей, проявляющееся и во внешнем благополучии. Понятие «блаженство» передавалось также другими словами – для обозначения блаженства, возможного лишь при покровительстве благого божества, демона, часто использовалось как синоним для обозначения, в основном, внешнего счастья, благосостояния, богатства; счастья, удачи, везения, соотносимых с понятиями рока, случая; удовольствия, чувственного наслаждения. Таким образом, понятия блаженства и счастья в греческой Античности употреблялись как синонимы. Античная этика рассматривает стремление человека к блаженству, счастью как естественное свойство его природы и цель жизни. В античном языческом мировоззрении, не знающем понятия первородного греха, мир предстаёт как «вечно-юное и самодовлеющее телесное бытие», «так что всё бытие превращается в блаженное состояние цветущего прекрасного тела». Образцом блаженного состояния выступает душевно-плотская счастливая жизнь античных богов. В древнегреческой философии понятие блаженства соотносится с развитием учения о природе блага. «Языческие мудрецы, – говорит Василий Великий, – пускались в умозрения о цели человеческой (жизни), но они разошлись в понятии о сём. Одни утверждали, что эта цель есть знание, другие же – успешное действование, иные – разнообразное употребление жизни и тела, а другие, став скотоподобными, говорили, что эта цель есть удовольствие». Платон истолковывает блаженство (счастье) как обладание мудростью и правильное пользование ею: «...У кого налицо мудрость, тот не нуждается в другом счастье». Со знанием, мудростью блаженство (счастье) связано у Сократа и сократиков. В стоицизме счастье заключается в добродетели, которая противоположна пороку и «есть согласованность предрасположения (с природой)». Для Эпикура блаженств – наслаждение, чувственная данность; конечной целью блаженной жизни являются телесное здоровье и душевная безмятежность.

 



 
PR-CY.ru