АНАНИЯ - Страница 3

Седален и светилен греческих и русских печатных Миней не совпадают. Типиконы Великой церкви и Студийско-Алексиевский указывают Ананию на литургии 131-е зачало 1 Кор. (Апостол общей службы апостолам) и четвёртое зачало Ин. (Евангелие службы апостолу Андрею Первозванному); Евергетидский, Мессинский и иерусалимские Типиконы указывают 21-е зачало Деян. (Крещение апостолом Ананией апостола Павла) и 51-е зачало Лк. (Евангелие общей службы апостолам). Анания изображается как апостол (в хитоне с клавами и в гиматии), реже как епископ (в фелони, с омофором, с евангелием в руках) в миниатюрах следующих рукописей: Минологий Василия II (976–1025 гг.) – в рост; Синаксарь Давидо-Гареджийской пустыни (Тбилиси, 1030 г.) – в рост, с омофором; Минологий (вторая половина XI в.) – в рост; Служебное Евангелие с минологием (третья четверть XI в.) – в рост; Минологий (Исторический музей, последняя четверть XI в.) – в рост; Минологий (1327–1340 гг.) – по пояс; Погодинский Пролог (Российская национальная библиотека, конец XIV в.) – в омофоре (юным!); греко-грузинская рукопись (Российская национальная библиотека, XV в.) – в рост. В монументальной росписи: мозаика в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 1130 гг.; настенный минологий церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 г., – оплечно; настенный минологий церкви Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), 1321–1322 гг., – оплечно; настенный минологий церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг., – в мучении; настенный минологий церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г., – в мучении; в церкви Симеона Богоприимца в Зверином монастыре в Новгороде, конец 1460 – начало 1470 гг. На минейной иконе конца XI – начала XII вв. (гексаптих из монастыря великомученицы Екатерины на Синае) представлен в мучении. Изображения Анании есть в русских минейных иконах на октябрь последней трети XVIII в. (музей Андрея Рублёва) и конца XVIII в. (музей Андрея Рублёва); в гравированных святцах Григория Павловича Тепчегорского, 1713–1714 гг. (Российская национальная библиотека). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII в., предписывает в единоличных изображениях писать Анинию старцем с длинной, остроконечной бородой, а в сцене мучения указывает, что Анания «был побит камнями»; в русском иконописном подлиннике Сергея Тихоновича Большакова, XVIII в., о нём сказано, что «сед, брада поменьши Афанасиевы, на нём амфор (омофор), риза багор светлой, испод лазорь, а в руце книга».



 
PR-CY.ru