АНАНИЯ - Страница 2

В Великих Минеях Четьих кроме проложного Жития помещено пространное Житие Анании, написанное Варсафтой, в конце которого говорится: «Аз же Варсапта написах си поминаниа его и положих я близ мощеи добляго страстотерпца». По описанию Новгородcкого архиепископа Антония (1200 г.), глава и мощи Анании находились в константинопольском монастыре его имени. Типикон Великой церкви Х в. указывает Ананию тропарь на псалме 50 и на входе, что свидетельствует об особом почитании святого. По Студийско-Алексиевскому Типикону Ананию поётся служба, аналогичная шестеричной, в соединении со службой Романа Сладкопевца, на полях рукописи приписаны указания о празднике Покрова Пресвятой Богородицы (Исторический музей, ХII в.). По Евергетидскому Типикону первой половины XII в. 1 октября поётся будничная служба двух святых – Анании и Романа. По италийской редакции Студийского устава (Мессинскому Типикону) поётся будничная служба Анании с прибавлением стихир Романа. В греческих рукописях Иерусалимского устава указывается будничная служба Анании и Романа, то же и в печатных богослужебных книгах, принятых в настоящее время в Греческих церквах. По русскому первопечатному Типикону 1610 г. служба Анании и Романа соединена с бденной службой праздника Покрова. По Типикону, принятому в настоящее время в РПЦ, 1 октября под числом указана служба Анании и Романа без знака; за числом указана служба только на праздник Покрова. Далее следуют две главы, где описывается порядок соединения служб Покрова и святых, однако в богослужебной практике многих храмов РПЦ эти указания игнорируются. В некоторых поздних афонских редакциях Иерусалимского устава также встречаются указания о соединении службы Анании и Романа с празднованием Покрова. Тропарь Анании третьего гласа (общий тропарь апостолам) указывается в студийских и иерусалимских Типиконах. Типикон Великой церкви содержит особый тропарь «Апостола древнейшего до Павла». Канон Анании Иоанна монаха (акростих «Анании слава да прославится») восьмого гласа – один и тот же в студийских и иерусалимских Минеях, однако в первых его авторство приписывается Феофану. Корпус стихир, среди которых есть два самогласна, в основном, не изменился со времён действия Студийского устава, однако в студийских Минеях стихир содержится несколько больше (XII в.).

 



 
PR-CY.ru