АВТОРИТЕТ в вопросах веры - Страница 9

Эта тождественность (соборность) и определяет вселенскость и истинность Собора. Если вся церковь фактически принимает состоявшийся Собор – значит, он был Вселенским; истинность же его установлений определяется их тождественностью вере всей церкви. Вся церковь Христова свидетельствует о себе на Соборе. Церковь чтит своих святых, мучеников, исповедников, подвижников благочестия, о чём свидетельствует и канонизация, совершённая архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Православная церковь обладает таким явлением, как старчество. Об авторитете подвижников благочестия, старцев говорят многочисленные свидетельства их предстательства перед Иисусом Христом. Своей высокой духовностью и умением с разумом вести за собой подвизающихся к Богу они стяжали любовь и доверие, на которых основывалось послушание их духовных чад и их огромное влияние на людей. Власть старца не является принудительной, подчинение ему добровольное. Чувство послушания духовному отцу, в том числе старцу, развивается и углубляется на основе его авторитета. Старец – проводник воли Божьей. Старцами были и простые монахи, и епископы – преподобные Авраамий Смоленский, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский, Нил Сорский, Паисий (Величковский), Тихон Задонский, Филарет Московский и многие другие. Особый авторитет у Христа ради юродивых, совершивших труднейший подвиг самоотречения, отрекшихся от разума, но получивших взамен высшую духовную мудрость, «ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божьей, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». Значение авторитета для церковного сознания особенно проявилось при обсуждении на поместном Соборе РПЦ 1917–1918 гг. вопроса о восстановлении патриаршества в России. Авторитет патриарха зиждется на первенстве чести. «Религиозное чувство, – отмечал в своём докладе член Собора профессор Сергий Николаевич Булгаков, – склонно воспринимать Патриаршество не только как должность, но и как особый священный сан... Этот авторитет связан с самым саном, а не с личными качествами его носителя, которые способны лишь возвеличить или умалить его авторитет». Другой член Собора, Афанасий Васильевич Васильев, называет священноначалие «существеннейшей частью апостольского в Церкви предания». В России к проблеме авторитета впервые обратилась религиозная философия, а именно Алексей Степанович Хомяков в своих полемических сочинениях, что определило остроту и зачастую резкость его суждений. В статье «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях:

 



 
PR-CY.ru