АВТОРИТЕТ в вопросах веры - Страница 3

В латинской патристике впервые Тертуллиан, юрист по образованию, применил термин «авторитет» в связи с римскими представлениями о преемственности (традиции) во владении (actio auctoritatis): апостолы как auctores истинно передали народам воспринятое от Христа учение и, таким образом, апостольское преемство епископов есть гарантия истинности веры. В отличие от Киприана Карфагенского, для которого епископы по своему авторитету равны, папы IV–V вв. отстаивали со ссылкой на преемство от «князя апостолов» (Петра) собственное верховенство в церкви (apostolica auctoritas), трактовавшееся по аналогии с императорским авторитетом, превосходящим всякую власть. В церковном словоупотреблении понятия «auctoritas» и «potestas» сделались почти синонимами, хотя «potestas» как юридически более чёткий термин порой обозначал конкретные властные прерогативы епископа, основанные на его авторитете, как, например, у Киприана Карфагенского. Наряду с экклезиологическим смыслом понятие «авторитет» приобрело также теологическое содержание, прежде всего, в трудах Августина Блаженного. Уже появление в латинской патристике словосочетаний «Божественный авторитет» («auctoritas divina»), «авторитет Бога» («auctoritas Dei»), «авторитет Христа» («auctoritas Christi»), «авторитет Священного Писания» («auctoritas Scripturae Sacrae») cвидетельствовало о том, что описание верховенства Бога и богодухновенного Писания опиралось на римские представления о полноте императорской власти. Августин Блаженный указывал на потребность человека в авторитете в процессе познания, т.е. в добровольном принятии на веру множества утверждений, что является условием самостоятельного познания в дальнейшем (коммуникативность познания). Прежде всего, Божественный авторитет, проявляющий себя в авторитете Священного Писания и авторитет церкви, позволяет человеку достичь истинного знания, поскольку слабость человеческой природы и разума требует постоянного благодатного воздействия Бога. Вера в Божественный авторитет не противопоставляется разуму: просветляя его, она расчищает путь к истинному познанию и ведёт ко спасению. Одновременно подчинение авторитету есть акт смирения, преодоления себялюбия и гордыни во имя любви к Богу. В древнеримской правовой и политической практике понятие «авторитет» использовалось для обозначения ручательства отчуждателя имущества (auctor) по поводу правомочности сделки (actio auctoritatis) или санкции лица, отвечающего за законность акта другого лица (auctoritas domini, patris, tutoris), а также для выражения одобрения патрицианским Сенатом постановлений комиций – народного собрания (auctoritas patrum) или тех или иных действий магистратов – чиновников (auctoritas sentatus), наконец, для характеристики полноты власти императора или в качестве синонима его распоряжений (summa auctoritas).

 



 
PR-CY.ru