АВИТ Алцим Экдиций

АВИТ Алцим Экдиций (около 450 – около 518 или 525 гг.) – епископ Вьеннский, святитель (память в Западной церкви 5 февраля). Родился в галло-римской патрицианской семье; среди его родственников были западноримский император Авит Эпархий (455–456 гг.), Сидоний Аполлинарий (430–488 гг.), несколько сенаторов. Кроме Аита у его отца, Вьеннского епископа Изикия и матери Ауденции было ещё двое детей: Аполлинарий, впоследствии епископ Валенции (около 453 – около 520 гг. до 534 г.), и дочь Фусцина, в 12 лет давшая монашеский обет. Авит получил блестящее образование, был женат и имел сына. После кончины отца овдовевший к тому времени Авит был избран его преемником на кафедре Вьенна. Это было сложное время для правой веры и римской культуры в Южной Галлии: в варварском королевстве бургундов (443–532 гг.) процветало арианство, по стране волнами прокатывались войны, сложно складывались отношения с Восточной Римской империей. В это время на ряд ключевых епископских кафедр взошли молодые, образованные и деятельные пастыри: брат Авита Аполлинарий, Викторий Гренобльский, Вивентиол Лионский и др., с которыми Авит поддерживал активную переписку. Из неё сохранилось около 90 писем, где обсуждаются, в основном, вопросы церковной дисциплины. Авит настаивал на необходимости назначения пресвитеров епископом, отказывая в этом праве народу, на принятии в общение с сохранением сана священников, которые были еретиками и перешли в правую веру; с другой стороны, убеждал не использовать в богослужебных целях церкви и часовни, оставленные еретиками, советовал сохранять принцип дисциплины аркана. Активная пасторская деятельность Авита обеспечила ему широкую известность. Во время поездок в Бургундию он установил тесные отношения с королём Гундобадом, сын и наследник которого Сигизмунд под влиянием Вьеннского епископа обратился из арианства в правую веру вместе со всем своим народом, что было закреплено на проходившем под председательством Авита Соборе в Эпаоне (517 г.). Авит подчёркивал исключительный авторитет Римской кафедры апостола Петра, о чём свидетельствует его знаменитая фраза: «Если папа Города подвергается сомнению, то не епископ, а само епископство окажется поколебленным». Он также весьма способствовал восстановлению отношений с Константинополем. Вьеннский епископ был грозным врагом современных ему ересей: арианства, полупелагианства, евтихианства и др. Авит прославился как талантливый писатель и поэт, в совершенстве владевший латинским языком. Особенно знаменита его поэма «О деяниях духовной истории» («De spiritalis historiae gestis») в пяти книгах, которая состоит из поэтического переложения (2552 гекзаметрических стиха) библейского повествования о сотворении мира, первородном грехе, изгнании из рая, потопе, переходе через Красное море. Автор, сочетающий тонкое понимание библейского текста с изящной классической формой повествования, выступает одним из лучших латинских раннехристианских поэтов. Исследователи полагают, что английский поэт Джон Мильтон находился под влиянием этого произведения, когда писал свою поэму «Потерянный рай». Авиту принадлежат также поэма «О девстве» («De consolatoria castitatis laude»), посвящённая его сестре монахине Фусцине, и трактат «Против евтихианской ереси» («Contra euthychianam haeresim»). Кроме того, сохранились его письма и сборник проповедей, из которых лишь три дошли до настоящего времени полностью, около 30 – во фрагментах.

 
PR-CY.ru