АТРИЙ, атриум - Страница 2

Атрии сохранились в церквах: Сан-Клементе в Риме, IV в., Сант-Амброджо в Милане, IV в., в кафедральной церкви (базилике св. Евфразиана) в Порече (Хорватия), 543–553 гг., частично – в Студийском монастыре в Константинополе, V в., и др. За исключением северной и восточной областей Малой Азии и Закавказья, атрии были обычным явлением в трёхнефных базиликах Средиземноморья. Часто атрий устраивался перед центрическими церквами: ряд памятников в Константинополе; вторая церковь Иоанна в Эфесе, VI в.; церковь Сан-Лоренцо в Милане, IV в.; церковь Сан-Витале в Равенне, VI в. Кроме стандартного типа с колоннадными портиками с четырёх сторон встречаются атрии с портиками с двух и трёх сторон, с полукруглой с запада колоннадой или внешней стеной, с дополнительными помещениями вдоль портиков, с устройством с западной стороны баптистериев (Северная Италия, полуостров Истрия). «Базилика атрия» в Филиппах, VI в., имела два атрия с открытым алтарём в стене между ними. После VI в. атрии в христианской архитектуре встречаются реже: «Новая церковь» императора Василия I в Константинополе, IX в.; церковь великомученика Георгия в Манганах в Константинополе, XI в.; «Большая базилика» в Плиске (Болгария), IX в.; «Круглая церковь» в Преславе (Болгария), X в.; церковь аббатства Сен-Рикье (близ города Абвиль, Северная Франция), IX в.; дворцовая капелла в Ахене, IX в. Атрии практически исчезают в поздневизантийскую эпоху на Востоке и в готическую эпоху на Западе. Их функцию отчасти перенимают разросшиеся нартексы. Исходя из толкования Фессалоникийским архиепископом Симеоном трёхчастной осевой схемы христианского храма в сопоставлении её с трёхчастной осевой схемой скинии Моисея и храма Соломона, для храмов на Востоке очевиден перенос символики атрия на символику нартекса.



 
PR-CY.ru