АТРИЙ, атриум

АТРИЙ, атриум (греч. – портик, колоннада, крытая галерея, лат. atrium – передний зал в храме) – первоначально главное помещение этрусского и раннеримского жилого дома с очагом в центре и отверстием для выхода дыма посреди кровли (от лат. atritas – чёрный цвет, помещение, почерневшее от копоти). В эпоху поздней республики и империи парадное помещение римского дома, в котором место очага занимал бассейн (имплювий), а отверстие над ним (комплювий) служило для стока дождевой воды. Задняя сторона атриума являлась местом отправления культа домашних богов. Атриум также означал открытый двор, окружённый колоннадой и расположенный перед храмом. Слово «атриум» употреблялось также в качестве универсального обозначения различных сооружений, например, Atrium vestae – обитель целомудренных дев; Atrium libertatis – резиденция римского цензора. Атриум как передняя часть осевой схемы храма имел широкое распространение, будучи известным ещё в древнемесопотамской (храм Гимилсина) в Эшнунне (новошумерской эпохи) и в древнеегипетской архитектуре (храмы Фив эпохи Нового царства, восходящие к творчеству обожествлённого архитектора Имхотепа эпохи Древнего царства). В позднеантичной архитектуре подобная схема была известна как на западе (например, Пантеон в Риме), так и на востоке Средиземноморья (например, Большой храм в Баальбеке). Таково было устроение скинии, описанной в Ветхом Завете, план которой был дан Господом Моисею на горе Синай (Исх. 27:9–18), и храма Соломона с его «внутренним двором» (3 Цар. 6:9; лат. atrium interius). В таком виде атриум был воспринят христианской архитектурой со времени императора Константина Великого (базилики Рима и Палестины) и вместе с мраморным бассейном служил для омовения, был местом пребывания оглашенных во время литургии, также играл важную роль в литургических процессиях. Одно из самых ранних толкований атриума в христианской архитектуре содержится в описании Евсевием Кесарийским церкви в Тире (316–317 гг.); после сравнения строителя храма с Веселеилом, зодчим Моисея, и Соломоном Евсевий Кесарийский пишет: «Прошедшему же внутрь ворот он (строитель) не позволил сразу нечистыми и немытыми ногами вступить во внутреннюю святыню, разделив же как можно больше пространство между храмом и первыми входами, украсил вокруг четырьмя перпендикулярными (друг к другу) портиками, огородив участок по некой четырёхугольной форме поднятыми отовсюду колоннами, промежутки между которыми закрыв находящимися в соответствии по величине решётчатыми перегородками из дерева, оставил средний атрий (открытым) для созерцания неба, предоставляя чистый и открытый лучам света воздух. Здесь же он поместил символы святого очищения, устроив прямо перед храмом источники, предоставляющие вступающим во внутрь святых оград омовение обильным потоком воды; и это – самое первое пристанище входящих, предоставляющее равно всякому красоту и радость и ещё нуждающимся в первых наставлениях пристойное место... Он (строитель) распределил силы всех людей по их достоинству..., иных же поддержал первыми наружными колоннами вокруг двора в виде четырёхугольника, введя в первое приближение к грамоте четырёх Евангелий».

 



 
PR-CY.ru