АСКЕТИЗМ - Страница 7

«Лики пророческие», или «силы пророческие», жили общинами, руководимыми «отцами», пользовались общинным содержанием, носили особую мантию с кожаным поясом, ходили толпами и были многочисленны, по крайней мере, в позднейшее время (после Самуила): в Священном Писании упоминаются случаи, когда пророки собирались по сто и больше человек (3 Цар. 18:4; 22:6). Следующая форма подвижничества у евреев – это нищета, хотя и проявившаяся более внешним образом – в виде нестяжательности. Типическими носителями и выразителями этого подвига являются Ионадав и его потомки, упоминаемые в Книге пророка Иеремии (35:6–10); как пример нищеты имя Ионадава часто встречается в аскетических творениях святых отцов и учителей церкви. Григорий Богослов отмечает наставление в нестяжании, какое преподал детям Ионадав. Формой подвижничества было отшельничество в пустыню. Представителями такого образа жизни являлись ветхозаветный пророк Илия и Иоанн Креститель. Антоний Великий, например, проводя мысль, что для истинно духовного подвижника лучше жить в пустыне, чем «в шумном многолюдстве», ссылается на то, что и Иоанн Предтеча был в пустыне до дня явления своего Израилю, также и «Илия пророк сподобился получать пищу от ангелов, а это было не среди толпы народной, не в городе или в селе, а в пустыне». Антоний, по свидетельству его биографа Афанасия Великого Александрийского, «говаривал сам себе, что в житии Илии, как в зеркале, подвижник должен всегда изучать собственную свою жизнь». По словам Иоанна Златоуста, Иоанн Предтеча «не имел нужды ни в доме, ни в постели, ни в столе, ни в чём другом подобном, но, нося плоть, вёл какую-то ангельскую жизнь». В I в. до н.э. в еврейской среде возникают «секты» ессеев и терапевтов, у которых аскетизм приобретает своеобразные черты. Ессеи строго следовали Закону Моисея, жёстко соблюдали ритуальную чистоту. Обет безбрачия, по-видимому, не был для них пожизненным; бедность, в качестве идеала, воспринималась как состояние преходящее, за которым должно было последовать обладание всеми земными благами. Находки в Кумране расширили представления исследователей о ессеях, некоторые учёные стали говорить о них как о «кумранских монахах», но, в конце концов, возобладало суждение, что ессеи оставались верными иудаизму, в их учении и культе более ярко проявился «ветхозаветный аскетизм». Терапевты («название это дано или по той причине, что они, подобно врачам, лечат и исцеляют от страданий, причиняемых пороком, души приходящих к ним, или потому, что они чтут Бога и служат Ему в совершенной чистоте») целиком посвящали свою жизнь созерцанию Бога. Оставив дом, семью, отдав всё своё имущество детям, родственникам или знакомым, они селились в пустынных местах. Терапевты придерживались строгого воздержания. Мужчины и женщины жили отдельно и сходились только для общественных богослужений. Молились они утром и вечером, а в промежутке занимались чтением и истолкованием Священного Писания. По словам Филона Александрийского, «заложив сначала в душе, как некую основу, воздержание, они на нём воздвигают другие добродетели». Жизнь терапевтов напоминала жизнь христианских иноков, что дало повод Евсевию Кесарийскому назвать их «первыми провозвестниками евангельского учения». Христос прошёл путь полнейшего безусловного самоотречения, исполнил волю Божью по отношению к человеку, Своим подвигом (подвигом совершеннейшего послушания) поставил человечество в нормальное отношение с Богом.

 



 
PR-CY.ru