АСКЕТИЗМ - Страница 5

Святые отцы и подвижники используют различные понятия и образы для определения внутреннего состояния подвижника, достигшего совершенства и духовной свободы. Одни характеризуют состояние духа подвижнического как состояние «покоя», «света» (Григорий Богослов, Григорий Нисский, Симеон Новый Богослов); другие – как «изумления». «Бог есть свет высочайший»; для достигших Его Он является «успокоением всех бывших умозрений»; всё, что находится в этом Божественном мраке и свете, «непостижимо, неизъяснимо и непонятно»; «всякий человек, дозволяющий себе объяснять словами этот неизречённый свет, подлинно есть лжец». По выражению Симеона Нового Богослова, ум, достигший этого, «живёт в жизни превыше жизни, будучи светом во свете, но не светом сам по себе. Ибо он тогда видит не себя, но Того, Кто превыше его, и от тамошней славы изменяясь мыслью, всего себя совершенно не сознаёт». Он находится в покое, который «есть неподвижность блаженного бесчувствия, с ясным ощущением неизречённых благ, которыми он без труда наслаждается». Ориген и Евагрий Понтийский выделяют в христианской жизни три этапа: деятельная жизнь, борьба за бесстрастие; гносис, или созерцание природ чувственных и умопостигаемых; и Божественный гносис, у Оригена – это созерцание Божественной природы, у Евагрия – созерцание Святой Троицы, этот высший этап Евагрий называет молитвой. Райский аскетизм был лишь утверждением человека в святости путём исполнения им воли Божьей. Человек в раю не имел страстей, следовательно, не могло быть и отрицания их. Первый человек обладал бесстрастием, чистотой, блаженством и бессмертием. Заповедь Бога человеку – «от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт. 2:17) – представляла закон поста и воздержания. Макарий Египетский на вопрос, имел ли Адам общение Духа, отвечает, что «ум первоначально чистый, пребывая в чине своём, созерцал Владыку своего»; и Адам, «пребывая в чистоте, царствовал над своими помыслами» и блаженствовал, покрываемый Божественною славою; в Адаме пребывало Слово, и имел он в Себе Духа Божия, «Само пребывающее в нём Слово было для него всем: и ведением, и ощущением, и наследием, и учением». Райская жизнь человека могла иметь вид подвижничества, но только вид особенный, ей одной свойственный: в раю было место для послушания, воздержания, стремления к идеалу жизни, каким является Сам Бог, утверждения воли человека в добре, но там не было борьбы с гордостью, завистью, тщеславием и другими страстями, поскольку этих пороков в человеке ещё не существовало. Райское подвижничество можно назвать лишь подвижничеством идеальным. Между тем борьба духа со страстями, вместе с воздержанием, стремлением к идеалу жизни, в настоящем состоянии человека даёт большой материал для характеристики «жизни во Господе», даже выражает эту жизнь. В Адаме согрешило всё человечество – в силу неразрывного единства Адама и человечества, – что привело к появлению страстей: чревоугодие и самоугодие, иначе называемые ещё «сластолюбием и самолюбием», любостяжательность, и гневливость, и невоздержание, и множество других страстей. Но из всех по тому значению, какое они имеют в жизни, первое место Василий Великий отдавал первым двум страстям – чревоугодию и самолюбию. Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, согласно древней традиции, выделяют восемь основных страстей.

 



 
PR-CY.ru