АСКЕТИЗМ - Страница 4

Человек в своей жизни может только подражать «благим действиям» Божьим, насколько это возможно. Добродетельная жизнь ведёт к единению с Богом, потому что «концом её является уподобление Божеству». Представляя жизнь Христа, во-первых, как состояние борьбы, делания, или уврачевания человечества, которое Он воспринял, и, во-вторых, как состояние победы, духовного покоя, или совершенного исцеления природы человеческой, аскеты стремились в своей жизни подражать Христу. Делание, которое осуществляет христианин-аскет, представляет собой путь постоянного владычества человека над собой («царский путь»), постоянное самоотвержение и терпеливое самопринуждение. Феофан Затворник говорит, что святые отцы различают вещественное делание, или жизнь деятельную (бодрость телесная, пост в еде, мера сна и бдения и пр.), и внутреннее делание, или жизнь созерцательную, или духовное и умное делание. Делание для христианина-аскета есть совокупность подвигов: воздержание, нестяжательность, девство, отстранение от обычаев мира; памятование о Боге как любви, красоте, творце, о человеке как творении Божьем, о скоротечности земной жизни, о кознях дьявола; подчинение старцу как охранителю и поверителю духовной жизни аскета, осознание того, что без духовного руководства и отсечения своей воли не избежать самообольщения. Святые отцы, руководствуясь примером земной жизни Спасителя, определяют и ближайшие средства, при помощи которых совершается процесс восстановления человека. Имея в виду, прежде всего, освобождение природы человеческой от присущих ей немощей, святые отцы говорят, что зло должно быть изгнано из нашего естества путём противоположным тому, каким оно вошло в мир; зло вошло в мир через преслушание, неисполнение первым человеком – Адамом воли Божьей, поэтому изгоняться оно должно послушанием Второго Человека, Второго Адама, т.е. Христа (Рим. 5:12–9), Который действительно в течение всей своей земной жизни пребывал в полном послушании воле Божьей. По выражению Григория Нисского, «здравием для души служит исполнение Божественной воли, равно как и наоборот, отпадение от благой воли есть болезнь души, оканчивающаяся смертью». Духовное созерцание – состояние духовной свободы подвижника с полным бесстрастием, боговидением, действительной любовью к Богу и ближним. Духовное созерцание – цель делания. Само по себе делание как свидетельство стремления человека к спасению не приводит к духовной свободе: она наступает лишь в том случае, если истинное делание освящено благодатью Божьей. С молитвы начинается путь подвижника, проходит в молитве и достигает безмолвной молитвы. «Иное дело – молитвенное услаждение, а иное – молитвенное созерцание», – говорит Исаак Сирин. «Иногда же от молитвы рождается некое созерцание, и прерывает оно молитву уст, и молящийся в созерцании становится телом бездыханным, придя в восторг. Такое состояние называем мы молитвенным созерцанием...» Но и в таком мысленном созерцании есть мера, это ещё молитва, ибо «мысль ещё не переступила туда, где нет уже молитвы, в такое состояние, которое выше молитвы». Наступает некое созерцание в молитве, «и не молитвою молится ум». «Здесь да умолкнут всякие уста, всякий язык; да умолкнет и сердце – этот хранитель помыслов, и ум – этот кормчий чувств, и мысль – эта быстропарящая и бесстыдная птица, и да прекратится всякое их ухищрение. Здесь да остановятся ищущие: потому что пришёл Домовладыка». «Те, которых ум научился истинно молиться, глаголют с Господом лицом к лицу, как бы в уши Царя».

 



 
PR-CY.ru