АРАКОС ПАНАГИИ ЦЕРКОВЬ - Страница 2

Aндреас и Юдит Стилиану объясняют различия стилей росписи пространства алтаря и всего храма тем, что около 1192 г. в церкви Панагии Аракос могли работать два мастера. Одним исследователи называют Апсевда Феодора, работа которого в «Енклистре» монастыря св. Неофита Затворника в Пафосе (Кипр, 1183 г.) сходна с росписью церкви Панагии Аракос. В это время были декорированы купол и пространство нефа. Роспись соответствует традиционной иконографической программе средневизантийского периода. В верхнем регистре (в нишах слепых арок подкупольного пространства и на сводах) представлены композиции «Вознесение Господне» (в алтарном пространстве), «Введение во храм Богородицы», «Сошествие во ад» (северная стена), «Успение Богородицы» и «Рождество Христово» (южная стена). В нижней зоне показаны ростовые изображения святых, соразмерные парным образам Христа Антифонита (Отвечающего) и Божьей Матери Параклесис, входящим в декорацию алтарной преграды. Образ Божьей Матери, подписанный «Аракиотисса ке Кехаритомени» (т.е. «Благодатная»; южная стена), является наиболее ранним известным в византийском искусстве изображением Богородицы в иконографическом типе «Страстная». Богоматерь представлена в полный рост с полулежащим на Её руках Младенцем Христом, в левой руке Богомладенца свиток, правой благословляет, взгляды устремлены друг на друга. Позади Богоматери престол, украшенный драгоценными камнями, в верхней зоне – ангелы с орудиями страстей. Фреска имеет пространное надписание (по обе стороны престола), в котором «с обильными слезами» семья ктитора храма Льва просит Богородицу о заступничестве. Ко времени третьего этапа росписи, около 1333 г., относится живопись на растёсанных в 1795 г. восточных простенках нартекса (сохранились фрагменты) и в тимпане над северным входом (Божья Матерь Ахрантос, т.е. Непорочная) – образец позднекомниновского искусства с характерными особенностями местного стиля. Над образом Богоматери сохранилась молебная надпись с именем диакона Леонтия, как полагают исследователи, не только исполнившего указанные изображения, но и расписавшего весь северный фасад (под записью XVII в.). До 1970 г. в храме хранились два образа, приписываемые Феодору Апсевду: Богоматерь с Младенцем Христом (Аракиотисса) и Господь Вседержитель, со святыми на полях (святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, мученики Феодор и Георгий; обе около 1193 г. Византийский музей архиепископа Макария III. Никосия). Новая рама иконостаса (деревянная, позолоченная) была установлена в XVII в. Одновременным ей является только распятие с предстоящими (1673 г.), венчающее иконостас. Остальные иконы донесены в разное время, наиболее ранней из них считается ростовой образ св. Иоанна Предтечи (XVI в.?). Икона Спасителя (справа от царских врат), вторая половина XVII в., – вклад «рабы Божией Евфимии», о чём сообщает надпись. Икона Божьей Матери (слева от царских врат) подписана именем иеромонаха Герасима, исполнившего её в 1716 г. В 1955–1956, 1967–1968 гг. департаментом древностей Кипра были проведены работы по восстановлению монастырских построек. Расчистка и укрепление фресок произведены в 1968–1973 гг. исследовательским центром изучения Византии Дамбартон-Окса (США). В настоящее время служба в храме совершается поочерёдно каждые 15 дней, а также во все Богородичные праздники, на Рождество Христово и Пасху.



 
PR-CY.ru