АМВРОСИЙ

АМВРОСИЙ (XV в.) – инок Троице-Сергиева монастыря, резчик, золотых дел мастер; предположительно происходил из рода Кучецких. В 1456 г. для троицкого игумена Вассиана исполнил трёхстворчатый складень из орехового дерева в золотом ковчеге (Сергиево-Посадский музей-заповедник, размер 10,7х7,5х1,5 см). В центральной части складня вырезано углубление для семиконечного Креста на Голгофе (не сохранился), по сторонам фигуры предстоящих – Богоматери и апостола Иоанна Богослова, вверху два летящих ангела. На поле в верхней части надпись: «Животворящи Крест Твоея благости его жа даровал...» На левой створке вырезаны шесть рельефов с изображением двунадесятых праздников: Сретения, Крещения, Распятия, Воскресения, Сошествия Святого Духа, Успения Богородицы (рельефы правой створки утрачены). Тончайшая сквозная резьба положена на гладкую золотую стенку ковчега таким образом, что деревянные прорезные рельефы имеют золотой фон (или «свет»). Лицевая поверхность ковчега декорирована сканью своеобразной по стилю и по технике исполнения; отдельные ячейки скани были заполнены синей и красной мастикой (почти полностью утрачена); в центре створок выложены два четырёхконечных креста. Золотая оправа, украшенная жемчужинами, с рельефным изображением Нерукотворного Спаса на оглавии является составной и неотделимой частью авторского замысла при создании иконы-складня. Исследователи полагают, что Амвросий был не только резчиком по дереву, но и золотых дел мастером; об этом свидетельствует надпись, гравированная по боковым сторонам оправы, сообщающая о создании иконы-складня в Троице-Сергиевом монастыре: «...Сиа (и)кона делана въ Сергееве манастыре... рукою инока Амбросия». Предполагается, что Амвросием также были исполнены семиконечный напрестольный крест второй половины XV в. из орехового дерева с литым Распятием (Сергиево-Посадский музей-заповедник, размер 3х18 см); круглая панагия второй половины XV в. в серебряной золоченой сканной оправе, на створках которой вырезаны из дуба рельефы: Распятие, икона Божьей Матери «Знамение», Святая Троица (Сергиево-Посадский музей-заповедник, размер 5,6х4,2 см); а также серебряный золочёный ковчег-мощевик 1463 г. с гравированными изображениями апостолов Петра и Павла (Сергиево-Посадский музей-заповедник, размер 15,3х11,4 см). Своеобразие стиля рельефных изображений, выполненных Амвросием (иконография, композиция, пропорции и характер фигур), во многом ориентировано на образцы иконописи школы Андрея Рублёва. Амвросий создал школу троицких резчиков и ювелиров, следовавших лучшим традициям его мастерства, таким, как миниатюрность и одновременно монументальность характера резьбы по твёрдым породам дерева. Влияние традиций Амвросия прослеживается в памятниках конца XV – XVI вв.

 
PR-CY.ru