АННА - Страница 2

5 сентября, в день памяти Захарии и Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, в качестве третьей паремии вечерни читается отрывок из 1 Цар. 1:9–20 – молитва Анны о даровании ей сына. Песнь Анны (1 Цар. 2:1–10) присутствует среди других библейских песен в Александрийском кодексе (V в.), где она помещена между второй Песнью пророка Моисея (Втор. 32) и одной из Песен пророка Исаии (Ис. 26:1–19), – следовательно, она употреблялась в александрийском богослужении. В иерусалимском богослужении Песнь Анны пелась на утрене: первоначально – по средам (сирийская Псалтирь VIII в., отражающая богослужебную практику VI в. – Российская национальная библиотека; по мнению Роберта Тафта – по вторникам), позднее (по данным грузинского Иерусалимского Иадгари) заняла третье место в структуре гимнографического канона (между второй Песнью пророка Моисея и Песнью пророка Аввакума); это место сохранилось за ней и в византийском обряде. По действующему в настоящее время Типикону Песнь Анны должна петься ежедневно на утрене, чаще в сокращённом виде, полностью 16 стихов (богослужебная разбивка на стихи не совпадает с библейской) стихословятся только по средам Великого поста. В системе служб суточного круга бенедиктинского обряда и в других западных системах служб суточного круга, основанных на ней, в последовании служб суточного круга со времён Венедикта (VI в.) Песнь Анны пелась по вторникам на Lauses. В эфиопской Псалтири она находится между «третьей» Песнью пророка Моисея из Второзакония (Втор. 32:22–43) и молитвой Езекии, царя Иудейского (Ис. 38). Песнь Анны используется в западно-сирийском богослужении: в Маронитской церкви – на утрене, в Сиро-яковитской церкви – в чине Тикрита (ночном богослужении). Изображения Анны, в основном, известны в византийских иллюстрированных рукописях – Минологиях (на декабрь) и Псалтирях (перед Песнью Анны), где представлено моление святой: в Хлудовской Псалтири (Исторический музей, IX в.) – с младенцем Самуилом на руках; в Царьградской Псалтири (Российская национальная библиотека, XI в.) – фигура Анны, протягивающей руки к Самуилу, вписана в инициал «Е»; Новый Завет с Псалтирью (Исторический музей, XIV в.); в греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека, XV в.) – с поднятыми в молении руками и др. Иногда Анна представлена коленопреклонённой, с воздетыми в молении руками (XII–XIII вв.). В ряде рукописей (Вашингтон, около 1084 г.; Париж, XI в.) святая изображена дважды: в молении и на троне с младенцем Самуилом на коленях.



 
PR-CY.ru