АННА

АННА – мать пророка Самуила (1 Цар. 1:1–2:11), святая пророчица XI в. до н.э. (память 9 декабря). Одна из двух жён левита Елканы из Рамафаима-Цофима. Будучи бездетной, Анна испытывала притеснение со стороны другой жены - Феннаны. Бесплодие Анны и её трагичное положение напоминают ситуацию с Саррой (Быт. 16). Во время ежегодного паломничества в Силом Анна дала обет: если Бог пошлёт сына, посвятит его Господу «на все дни его жизни». Среди многих молящихся священник Илий обратил внимание на тихую молитву Анны и уверил женщину в том, что её прошение будет исполнено, она родит сына. Обещание Анны, что «бритва не коснётся головы его» (1 Цар. 1:11), указывает на её желание посвятить сына в назореи (ср.: Числ. 6:1–21). Через три года рождённый ею сын по имени Самуил был приведён к Илию и посвящён на служение Господу. Чувство благодарности Богу за то, что Он сподобил её родить сына, Анна вкладывает в «Хвалебную песнь» – образец древней библейской поэзии. Песнь Анны передаёт состояние глубокого благоговения и смирения при созерцании тайн Божественного Промысла (1 Цар. 2:1–10). Слова Анны: «Господь будет судить концы земли и даст крепость царю Своему» (1 Цар. 2:10) – пророчески указывают на царя Давида, прообразовательно – на Господа Иисуса Христа. В десятом стихе песни впервые в Священном Писании упомянут помазанник (по гречески – Христос). Ближайшей параллелью к Песни Анны в Ветхом Завете является Песнь Давида (2 Цар. 22): первые три строфы восьмого стиха Песни Анны почти идентичны с Пс. 122:7– 8. При этом псалмопевец искусно дополняет этот текст некоторыми подробностями из истории Анны: «(Господь) неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (ср. упоминание в 1 Цар. 2:21 о рождении Анной после первенца ещё трёх сыновей и двух дочерей). Песнь Анны послужила прообразом для созвучной ей Песни Пресвятой Богородицы (Лк. 1:46–55) – некоторые темы из первой повторяются во второй (ср.: 1 Цар. 2:4, 7–8 и Лк. 1:52; 1 Цар. 2:5 и Лк. 1:53). История Анны находит отражение в рассказе апокрифического «Протоевангелия Иакова» о рождении Пресвятой Богородицы. Иоанн Златоуст называет Анну «лучом добродетелей, украшенным молитвою, верою и великим терпением». В начале XIX в. Никодим Святогорец обобщил святоотеческое толкование Песни Анны в своей книге «Сад благодати, или Истолкование девяти библейских песен». Память Анны редко встречается в месяцесловах, последование неизвестно. В греческой печатной Минее после шестой песни канона утрени помещён стишной синаксарь Анне. Анна упоминается в гимнографических текстах службы пророка Самуила (20 августа), в ирмосах некоторых канонов.

 



 
PR-CY.ru