АЛФАВИТНЫЕ СТИХИРЫ - Страница 3

Непереводной характер славянских алфавитных стихир не вызывает у исследователей сомнений, т.к. число их в каждом из 36 циклов (кроме попразднства Богоявления, от которого сохранилось лишь 16 стихир) соответствует числу букв древнейшего славянского алфавита (в циклах византийских авторов число стихир соответственно – 24). Начальные буквы славянских алфавитных стихир соответствуют алфавитному порядку и составу букв глаголицы: в них есть песнопения на букву «джерв» («г» мягкое) между буквами «и» и «к» и по две стихиры на буквы «п» (вторая между «и» – соответствует глаголической букве «пе») и «х» (вторая между «и» – соответствует глаголической букве «холм»). В этом смысле славянские алфавитные стихиры служат дополнительным источником реконструкции первоначального глаголического алфавита наряду с абецедариями, «Азбучной молитвой» Константина Преславского и древнейшими азбучными стихами. Тесная связь славянских алфавитных стихир в рукописной традиции со славянскими гимнографическими сочинениями, снабжёнными текстовыми акростихами (в том числе авторскими – трипеснцами Климента Охридского на Рождество Христово и богоявленскими стихирами Константина Преславского), позволяет исследователям считать эти циклы частью богослужебно-гимнографической программы, задуманной и реализованной учениками равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия во время их пребывания в Болгарии (886–916 гг.). Образцами для минейных славянских алфавитных стихир авторам послужили соответствующие циклы Романа Сладкопевца: славянские алфавитные стихиры написаны на тот же глас, что и греческие, а цикл на предпразднство Рождества Христова начинается и тем же словом – «ангельские». Греческие образцы и параллели славянских алфавитных стихир в Требнике остаются неизученными. В древнерусской традиции славянские алфавитные стихиры не получили широкого распространения (известны только два списка рождественских стихир в Праздничных Минеях: Российский государственный архив древних актов, XI–XII вв., и Российский государственный архив древних актов, XII-XIII вв.), что, как полагают исследователи, обусловлено принятием на Руси в 1060 гг. Студийско-Алексиевского устава, имевшего собственную развитую гимнографию. У южных славян алфавитные стихиры перестают переписываться со второй половины XIV в., с введением Иерусалимского устава и связанных с ним гимнографических книг.



 
PR-CY.ru