АЛЕКСАНДРА ЦАРИЦА, Августа - Страница 2

В византийском и древнерусском искусстве наряду с единоличными изображениями Александра Царица представлена в некоторых сюжетах Жития Георгия Победоносца, осуждение Георгия; исповедание веры Александрой Царицей перед императором Диоклетианом – в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг. (Александра Царица в хитоне и мафории); мученичество великомученика Георгия и Александры Царицы – в настенном минологии нартекса церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг.; обращение Александры Царицы в христианство великомучеником Георгием – на житийной иконе великомученика Георгия, начала XVI в. из Успенского собора города Дмитрова (Музей Андрея Рублёва). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII в., Александра Царица упоминается в связи с усекновением главы великомученика Георгия: «Поодаль... царица Александра сидит на камне, мёртвая; ангел приемлет её душу». В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об Александре Царице сказано: «Аки Екатерина, подобием такова». Она традиционно изображается в царском одеянии и венце поверх плата, часто с крестом в руке: среди святых жён в медальоне – в росписи Дионисия в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 г.; с великомученицей Варварой – на фреске Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; фреске в монастыре Хырлэу (Румыния), XVI в.; с великомученицей Екатериной – на московской иконе «Четыредесятница», конец XIV в. (Третьяковская галерея); на иконе «О Тебе радуется» из Соловецкого монастыря, середина XVI в., (Третьяковская галерея); с мученицей Ириной – на шитой пелене «Похвала Богородицы», конец XVI в. (Исторический музей), выполненной в мастерской царицы-инокини Александры (Ирины Фёдоровны Годуновой). Этот иконографический тип сохранялся и в русском искусстве XVIII – начала XX вв.: мозаика Фёдора Павловича Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, 1850 гг. (Александра Царица с пальмовой ветвью в руке опирается на меч рядом с Марией Магдалиной); мозаики 1894–1907 гг. в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге работы Василия Васильевича Беляева (юго-восточный столп – Александра Царица, изображённая в рост, и великомученик Георгий) и Николая Корнилиевича Бодаревского (в южном иконостасе); икона Александры Царицы из церкви великомученицы Татианы в Москве, XIX в.; икона с избранными святыми, около 1913 г., работы Василия Павловича Гурьянова, поднесённая царской семье во время празднования 300-летия дома Романовых; икона Божьей Матери «Знамение» с изображением Собора святых благоверных князей и княгинь Всероссийских и святых, тезоименитых Царствующему дому, 1910 гг. (Государственный Эрмитаж), происходящая из Александровского дворца Царского Села. В XIX в. во имя Александры Царицы, являвшейся святой покровительницей русских императриц, были освящены московские храмы: церковь 1835 г. в Александринском дворце в Нескучном саду; церковь 1835 г. в Александровском военном училище, на Знаменке (освящена во имя Александры Царицы в 1851 г.); придел во имя святителя Николая и Александры Царицы 1899 г. в церкви апостолов Петра и Павла (1863 г.) в Хамовнических казармах; придел во имя святителя Николая и Александры Царицы 1894 г. в церкви пророка Осии (1890 г.) в Покровских казармах, где, как полагают исследователи, находились почитаемые иконы святой.



 
PR-CY.ru