АЛЕКСАНДРА ЦАРИЦА, Августа

АЛЕКСАНДРА ЦАРИЦА, Августа (ум. в 303 г.) – мученица (память 23 или 21 апреля; в Коптской церкви 10 апреля). Пострадала в Никомидии вместе с Георгием Победоносцем по приговору императора Диоклетиана. Александра Царица уверовала во Христа, став свидетельницей чудесного исцеления ангелом великомученика Георгия от страшных ран, полученных им от лезвий ножей и гвоздей на колесе для пыток. Она пожелала тут же исповедовать Христа, но проконсул Магненций удержал её от этого. Затем Александра Царица увидела, как великомученик Георгий, зарытый по плечи на три дня в яме с негашёной известью, вышел из неё живым и невредимым. Когда Александра Царица узнала, что силой крестного знамения великомученик Георгий разбил все статуи богов в храме Аполлона, она явилась в суд и открыто исповедала Христа, высмеяв языческих богов и обличив императора в нечестии. После этого поступка Диоклетиан повелел казнить великомученика Георгия, а вместе с ним и Александру Царицу. Она с радостью последовала на казнь, но по пути изнемогла, присела на камень у дороги и умерла. По другой версии, ей, так же как и великомученику Георгию, отсекли голову. Исследователи предполагают, что Александра Царица была вдовой одного из императоров, предшественников Диоклетиана, – с 270 по 284 гг. в империи сменилось 15 правителей; во многих русских житийных текстах и у Димитрия Ростовского она названа женой самого Диоклетиана. Однако исследователям известно, что единственной супругой этого императора была Приска, погибшая вместе со своей дочерью Валерией, женой императора Галерия, в 313 г. Ни у Симеона Метафраста, ни в Ватиканском кодексе 916 г., ни в ряде других византийских и латинских древних текстов Александра Царица не называется женой Диоклетиана. Единственным исключением среди греческих источников является компиляция Феодора Дафнопата. Другая попытка отождествить Александру Царицу с Приской была сделана уже в ХХ в. и приведена в Минее, изданной Московской патриархией. Здесь смерть Александры Царицы в 303 г. названа ложной, и её мученическая кончина отнесена к 313 г. Однако, по мнению исследователей, эта гипотеза не находит никаких подтверждений не только в древних канонических Житиях, но и в многочисленных апокрифах – латинских, арабских, сирийских, коптских, грузинских, эфиопских и даже тохарском, а потому исследователи принять её не могут. Краткое Житие Александры Царицы переведено на славянский язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в первой половине XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. Житие и память включены под 21 апреля в Великие Минеи Четьи. Память Александры Царицы зафиксирована в Типиконе Великой церкви (IX–Х вв.), Минологии императора Василия II (Х в.) и во многих других месяцесловах. В греческой рукописи Х. в. сохранился не вошедший в печатные Минеи канон второго гласа Феофана Начертанного Александре Царице. В современной богослужебной практике Греческих и Русской церквей отдельное последование Александре Царице не совершается. Она упоминается в бденной службе великомученику Георгию Победоносцу. В Минее (Московской патриархии) помещён особый тропарь Александре Царице (в греческой – по шестой песне канона на утрене выписан ямбический стих).

 



 
PR-CY.ru