АГНИ - Страница 2

Агни именуется переносчиком жертвы и переносчиком плоти, ибо с погребального костра, являющегося парадигмальным жертвенным огнём, умерший восходит в мир богов. С призывания Агни начинается весь корпус РВ. Агни рождается на земле жрецом, который производит жертвенный огонь трением палочек – действие, уподобляющееся половому акту. Зажигание Агни – «окосмичивание» хаоса, правильная организация бытия в единстве земного, небесного и запредельного. Поэтому занятие новой территории индо-ариями всегда освящалось устроением алтаря Агни. Создание дома, организация семьи, возведение в царское достоинство и другие социально значимые действия, как правило, также происходили с возжжением Агни, поскольку переход в новое состояние, превращение ученика, связанного обетом безбрачия, в женатого домохозяина, человека – в царя, живого – в предка возможно лишь через жертву, а жертва возможна при посредстве Агни. В жилище должен всегда гореть жертвенный огонь, т.е. пребывать Агни, хранящий дом от хаоса тьмы, от злых людей и демонов. В ведах присутствуют указания на то, что Агни был похищен в изначальном божественном сверхбытии Матаришваном (т.е. растущий в матери) и принесён в мир богов и людей. Но в то же время сам Агни и есть Матаришван, сошедший к людям, чтобы люди могли взойти в мир богов. С помощью Агни Индра разрушает средостение Вритру, между этим божественным сверхбытием и миром людей, после чего единство божественного и человеческого восстанавливается. Агни – сверхъестественная сила, власть, и к нему обращаются с просьбой о даровании этой власти. Отсюда – ассоциации Агни с жаром духовного подвига, с «внутренним теплом», порождаемым молитвой, и внутренним светом, который должен открыть в себе подвижник, и который тождествен абсолютному божественному бытию (атман=Брахман). В «Упанишадах» Агни начинает устойчиво соединяться с «верой как сущностью», которая одна может вывести человека из колеса перерождений в вечно пребывающие «миры Брахмана». В «Пуранах», особенно в «Агни-Пуране», Агни – одно из любимых имён «Единственного бога». Как и тысячелетия назад, Агни и ныне призывается индуистами во время ежедневных и экстраординарных жертвоприношений, но особые молитвы Агни теперь редки.



 
PR-CY.ru