АМИДАИЗМ

АМИДАИЗМ (от япон. Амида, инд. Амитабха) – установившееся в европейской культуре, в том числе в России, название самого распространённого религиозного направления в дальневосточном буддизме махаяны. Название произошло от японской транслитерации имени главного Будды для всех национальных форм и ответвлений амидаизма – Будды Амиды. Он является центральной фигурой и главным персонажем трёх канонических текстов (сутр), созданных в Индии на санскрите (на котором его имя читается как Амитабха) в I–IV вв. Они повествуют о небесной Стране Счастья (Сукхавати – аналог рая монотеистических религий), в которой родятся после смерти ревностные поклонники Амиды, навсегда избавленные от круговорота рождений в мирах страдания. Согласно мифической космологии индийского буддизма, Амитабха – светоч западной стороны вселенной. Там располагается его Чистая земля (япон. дзёдо) – место обетованное для высоконравственных почитателей Будды Запада, для получивших помощь от его безмерной силы милосердия и сострадания. Переведённые на китайский язык, эти сутры стали догматической основой школы Чистой земли (кит. Цзинту-цзун), формирование которой началось с деятельности Хуэй-юаня (334–416 гг.), в трудах которого индийские идеи и принципы религиозной жизни были не только опосредствованы реалиями китайской культуры, но и необычайно возвеличены заслуги и достоинства монахов-адептов культа Амитабхи (кит. Амитафо). Этих монахов предлагалось почитать так же, как императора Китая. Росту своей популярности ранний амидаизм особенно обязан образу бодхисатвы (просветлённого существа) Авалокитешвары – идеала деятельного сострадания, отвечающего самым разнообразным чаяниям верующих, которого китайцы стали называть Гуань-инь и отождествлять с местной богиней чадолюбия и родовспоможения. Культ Будды Запада проник в Японию из Китая в VIII в. С IX в. он получил развитие в школе Тэндай. В ней учили постоянно твердить мантру «Слава Будде Амиде», призванную помочь следовать самым лёгким Путём освобождения, открыть в верующем природу Будды (абсолютное единство сущего). Обещается, что этим Путём уже в следующем рождении можно достичь Страны Счастья при помощи спасительной силы Амиды, в роли которой часто выступает Авалокитешвара (япон. Каннон). Японцы считают, что первым учителем амидаизма был основоположник махаяны индиец Нагарджуна (II–III вв.), одна из глав его комментария на сутру «Десяти стадий духовного роста» («Даша-бхумика-вибхаша») называется «Лёгкая практика» и содержит этические, теоретические, вероисповедные и прочие постулаты этого религиозного направления. Простота культа и догматики, отказ от целибата монашества и активная мифологизация образа Амиды сделали амидаизм самым популярным среди сельского населения Японии. В XII–XIII вв. появились четыре уже собственно амидаистские школы (Юдзу нэмбуцу-сю, Дзёдо-сю, Дзёдо-синсю и Дзи-сю), действующие до настоящего времени. Ныне в Японии насчитывается около 20 млн. приверженцев этих школ и 27 тыс. храмов. Самая многочисленная (9 млн.) – Дзёдо-синсю.

 
PR-CY.ru