АМЕША СПЕНТА

АМЕША СПЕНТА (бессмертные святые) – в зороастризме шесть высших духов, созданных богом. Семантика слова «святой» здесь отличается от библейской: акцент делается на «изобильности», «щедрости». В «Гатах» все они обладают индивидуальностью, но могут рассматриваться и как различные проявления творца. «Они – одной Мысли, одного Слова, одного Дела… Они – творцы, создатели и делатели, защитники и хранители творений Ахура-Мазды». Образы Амеша Спента коренятся в индоиранской мифологии. Достаточно точные аналоги Амеша Спента исследователи встречают в ведах. В число Амеша Спента входят: Воху Мана, Аша Вахишта, Хшатра Вайрья, Спента Армайти, Хаурватат, Амертат. Особенно важны из них Аша Вахишта и Воху Мана. Аша Вахишта (Лучшая Праведность) – дух божественной истины и космического закона. «Видевдат» (см. «Авеста») заканчивается следующими словами: «Есть лишь один путь, этот путь Истина, всё остальное – беспутье». Не случайно в авестийской этике особое значение придавалось воздержанию от лжи. Воху Мана (Благая Мысль) – дух божественной мудрости и любви, считалось, что он встречает души праведных в раю. Хшатра Вайрья (Желанная Власть) ассоциируется с божественной силой и властью. Спента Армайти (Святое Благочестие) – дух религиозной верности, помогающий верующим. Хаурватат (Целостность) и Амертат (Бессмертие), обычно упоминаемые рядом, связаны соответственно с физическим здоровьем и с бессмертием, которого удостаивается праведный зороастриец. В ряде текстов Амеша Спента рассматриваются как покровители: Воху Мана – покровитель животных (особенно скота), Аша Вахишта – огня, Хшатра Вайрья – металлов, Спента Армайти – земли, Хаурватат – воды, Амертат – растений. Бережное отношение к стихиям возводилось в религиозную обязанность для зороастрийца. Борьба с грязью, плесенью, гнилью воспринималась как одна из форм битвы с мировым злом.

 
PR-CY.ru