АЛЕКСАНДРИЯ - Страница 5

В этом же квартале найдены мозаичные полы, множество граффити и изображений игр на ипподроме и проч. Значительная часть города, описанного Страбоном, исчезла при Диоклетиане (284–305 гг.) в результате разрушений и нового строительства. Однако основная планировка античного города сохранялась и на протяжении христианского и мусульманского периодов. Александрия оставалась величайшим городом Восточной Римской (Византийской) империи. Восторженное описание её есть у Аммиана Марцеллина. Однако на протяжении византийского периода происходило неуклонное возвышение Константинополя, и начался постепенный упадок Александрии: были перестроены крепостные стены, в результате чего площадь города сократилась (не стало восточных кварталов). В конце IV в., когда при императоре Феодосии I в империи окончательно восторжествовало христианство, в Александрии истребили значительную часть статуй, разрушили театр, храмы Диониса и Сарапеум. В 415 г. был разгромлен еврейский квартал. В 536 г. Александрия пережила крупный пожар. Завоевание Египта арабами в 651 г. привело к эвакуации из Александрии большинства греческого населения, что резко подорвало её торговое значение. В 973 г. столица Египта была перенесена в Фустат (современный Каир), что привело к дальнейшему упадку Александрии. Обмелевшие гавани, система искусственных каналов и искусственных озёр, связывавшая Александрию с Нилом и внутренним Египтом, были заброшены. В середине XIX – начале XX вв. город пережил новый расцвет, и активное строительство сильно повредило археологическим изысканиям: ни от одного из великих городов древности не сохранилось так мало, как от Александрии. Археологическими раскопками обнаружены скальные гробницы Анфуши (II в. до н.э.) у Западного порта; некрополь в районе Мустафы-паши (I в. до н.э.); катакомбы Ком эш-Шаукафа (конец I – II вв.), крупнейшие в Египте, сохранившие росписи и рельефы. Христианские некрополи обнаружены за городом между Шатба и Хадра, поблизости от Сарапеума и между Абаттуаром и Декхела. В 1820–1821 гг. были найдены христианские катакомбы близ Габбариса. В 1858 г. близ колонны Помпея найдены катакомбы в Кармузе, которые получили название катакомб Вешера. В 1864 г. там были открыты росписи (вместе с планом катакомб опубликовал Джованни Баттиста де России, 1865 г.). Катакомбы состояли из двух помещений. С юга располагался зал с апсидой в западной части и галереями с локулами в восточной. В северо-восточном углу зала в христианское время был устроен баптистерий. На севере помещалась камера с тремя аркосолиями. В апсиде зала и аркосолиях камеры были росписи. В апсиде был изображён Христос на троне между апостолами Петром и Андреем (Чудо умножения хлебов и рыб), Брак в Кане Галилейской. По сторонам от фриза апсиды представлены Иоанн, Марк, Варфоломей, Иаков и другие апостолы. В аркосолиях камеры были представлены Воскресение Христа, иллюстрация к Пс. 91:13, Вознесение Христа. Кроме того, были изображения апостолов, пророков, мучеников, креста с греческой надписью, Космы и Дамиана. По поводу датировки росписей у исследователей существуют различные мнения: фриз в апсиде камеры Дж. де Росси датировал серединой IV в., О. Вульф – не раньше конца IV в., Йозеф Вильперт – V–VI вв. В 1876 г. недалеко от Кармуза найдены христианские катакомбы, названные Капеллой Руфини. В 1887 г. христианские погребения обнаружены в катакомбах Мустафы-паши, а в 1897 г. – в катакомбах Абу-эль-Ашем.

 



 
PR-CY.ru