АЛЕКСАНДРИЯ - Страница 2

Представители высших сословий получали хорошее греческое образование. В ответ на появление в первой половине III в. до н.э. в Александрии грекоязычных антиеврейских сочинений еврейская община Александрии создаёт собственную литературу на греческом языке, предназначавшуюся для всего эллинистического мира и стремившуюся доказать древность и ценность еврейской истории и религии. По масштабу и распространению эта литература соперничала в античном мире с современной ей собственно греческой. Главным её достижением был перевод на греческий язык Ветхого Завета – создание Септуаинты (первая половина – середина III в. до н.э.), в честь которого александрийские евреи установили особый праздник. Богослужение в местных синагогах также совершалось на греческом. Другим важнейшими направлениями еврейской литературы на греческом языке являлись: составление текстов, примыкающих к канону (вторая и третья книги Маккавейские, Книга Премудрости Соломоновой); художественное, в том числе драматургическое переложение ветхозаветных сюжетов (Езехиэль, рубеж III и II вв. до н.э.; «Иосиф и Асенеф», II–I вв. до н.э.); изложение еврейской истории (Филон Старший, около 300 г. до н.э.; Деметрий, конец III в. до н.э.; Феодот и Евполем в середине II в. до н.э.); наконец, идейно-философское самоопределение по отношению к греческой культуре – в этой области подходы варьировались от доказательств безусловного хронологического и содержательного приоритета еврейского мировоззрения перед греческим (Аристовул, около 100 г. до н.э.) до попыток доказать внутреннее единство и добиться синтеза иудаизма с эллинизмом (Филон Александрийский, около 30 г. до н.э. – 40 г. н.э.). Не оказав заметного влияния на греков, грекоязычная литература александрийских евреев, использовавшая помимо языка многие приёмы и элементы греческой литературы и науки, всё больше предназначалась для самих евреев, оказываясь средством их частичной эллинизации. Это вызывало оппозицию со стороны консервативно и антигречески настроенных представителей общин. Достаточно замкнутая (несмотря на эллинизацию) иудейская община, преуспевавшая в экономическом плане, не могла не оказывать существенное влияние на ход политических дел в Александрии. К началу римского господства в Египте (30 г. до н.э.) александрийские евреи являлись крупнейшей общиной диаспоры, составляя около трети почти миллионного населения города и располагая не менее чем 13 синагогами. Среди александрийцев были распространены антиримские настроения, и евреи, сотрудничавшие с римлянами и получившие от них привилегии, стали объектом ненависти плебса. В 38 г. произошло наиболее крупное этническое столкновение, вызванное требованиями евреев предоставить им полные права гражданства. При попустительстве римского наместника еврейский квартал был разгромлен. Погромы александрийских евреев при Траяне и при Адриане изменили общее положение общины в Александрии, значительно её ослабив. Последнее гонение имело место в 215 г., после чего большинство евреев окончательно покинули город.

 



 
PR-CY.ru