АНАПОДИЗМ

АНАПОДИЗМ – вид византийской церковно-певческой композиции эпохи калофонического пения. Анаподизм, как и анаграмматизм (в рукописях эти термины часто смешиваются и взаимозаменяются), обозначает перестановку частей поэтического текста песнопения (чаще всего – самогласной стихиры, реже – стихов псалмов, кондаков, ирмосов) с целью придания ему новых смысловых оттенков по желанию мелурга; структурным элементом в данном случае является не слово или фраза, а более крупный раздел песнопения, называемый «стопа» или «колено». Анаподизм в отличие от анаграмматизма поётся всегда строго с начала стопы. Количество колен (чаще всего – два) в песнопении зависит от содержания и характера поэтического текста – описательного, повествовательного, содержащего прямую или косвенную речь, библейские стихи и т.д. Если при обычном исполнении песнопения колена отделяются одно от другого мелодически, то при анаподизме вначале поётся первый стих выбранного мелургом раздела и далее весь текст песнопения подвергается перестановке. Анаподизмы засвидетельствованы с XIV в., они помещались в Пападики, калофонических Стихирарях, Матиматариях. В Матиматарии, составленном Хурмузием Гиамалисом (ум. в 1840 г.), содержатся песнопения, разделённые на две стопы (самая многочисленная группа: например, стихира на Преображение второго плагального (шестого) гласа в калофонической обработке Мануила Хрисафа или Иоанна Кукузеля; встречается деление на три колена (например, стихира св. праведному Евдокиму (31 июля) первого гласа, распетая теми же мелургами и Иоанном Гликисом; иногда количество разделов доходит до четырёх и даже пяти (как в стихире на Благовещение первого гласа в обработке Михаила Падзаса). Если перестановка ограничивается стихами одного раздела, то композиция называется «колено», а не «анаподизм». По наблюдению Йоргена Раастеда, при анаподизме (как и при анаграмматизме) может происходить смена гласа, а начало стопы часто приходится на те части текста, где в некалофонических Стихирарях стоят мартирии и энихимы.

 
PR-CY.ru