АЛЕКСИЙ, Лавров-Платонов Александр Фёдорович

АЛЕКСИЙ, Лавров-Платонов Александр Фёдорович (около 1830 – 1890 гг.) – архиепископ Литовский и Виленский, духовный писатель. Сын священника села Семеновского Пошехонского уезда Ярославской губернии. После окончания курса в Ярославской духовной семинарии в 1850 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил весной 1854 г., в октябре назначен бакалавром по кафедре церковного красноречия и законоведения. Весной 1855 г. получил степень магистра за сочинение «Обетования и пророчества о Христе в Пятикнижии Моисеевом». Был оставлен в академии; до 1870 г. занимал в ней должность помощника библиотекаря и библиотекаря; преподавал в разное время церковное законодательство, греческий язык, церковную словесность, получил звание профессора. В 1877 г. скончалась супруга Александра Фёдоровича, и в 1878 г. он принял монашество с именем Алексий. 17 марта 1878 г. возведён в сан архимандрита и настоятеля Саввина Сторожевского монастыря, 30 апреля того же года хиротонисан во епископа Можайского и назначен вторым викарием Московской митрополии. 22 января 1883 г. Алексий стал епископом Дмитровским и первым викарием. 9 марта 1885 г. назначен епископом Таврическим и Симферопольским, но не успел выехать из Москвы – получил новое назначение, на Литовскую кафедру (11 мая). С 20 марта 1886 г. – архиепископ. После судебной реформы Александра II Николаевича (1864 г.) Святейшим Синодом в 1870 г. был образован совещательный комитет по реформе для публичного обсуждения и обновления духовного судопроизводства. В комитете с момента его основания имели место острые противоречия между либеральным большинством и консервативным меньшинством, сплотившимся вокруг профессора А.Ф. Лаврова-Платонова. Он считал неприемлемым с точки зрения церковного права перенесение основного принципа судебной реформы 1864 г., а именно чёткого разделения судебной и исполнительной власти, в сферу духовного суда. Прежде чем закончилась работа над проектом, профессор А.Ф. Лавров-Платонов анонимно опубликовал сочинения «Предполагаемая реформа церковного суда» (1873 г.) и «Чего желать для нашей Церкви» (1882–1885 гг.). Первое из них направлено против проекта обер-прокурора Святейшего Синода графа Дмитрия Андреевича Толстого, склонявшегося к освобождению светских лиц от церковной подсудности (по делам бракоразводным и др.) и, главным образом, к коренному преобразованию духовного суда: перенесению судебной власти от епархиальных архиереев к выборным пресвитерским судам. В этих работах, а также в ряде статей в «Прибавлениях к творениям святых отцов» Алексий подверг проект комитета критике, отстаивая исключительное право епископата на осуществление судебной власти в церкви (критика дала канонические аргументы противникам реформы). В 1873 г. проект был направлен для обсуждения епархиальным архиереям и консисториям. Их позиция оказалась отрицательной. В результате столь единодушного непринятия епископатом судебная реформа не состоялась, и её проект был погребён в синодальных архивах. Под редакцией Алексия в 1875–1884 гг. московским Обществом любителей духовного просвещения был осуществлён капитальный труд «Правила святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец с толкованиями».

 
PR-CY.ru