АЛЕКСИЙ, Виноградов Александр Николаевич

АЛЕКСИЙ, Виноградов Александр Николаевич (1845–1919 гг.) – иеромонах, миссионер и китаевед. Родился в семье священника. В 1859–1865 гг. учился в Санкт-Петербургской духовной семинарии; после её окончания в 1867–1868 гг. посещал занятия в Санкт-Петербургской духовной академии, но полного курса не окончил. Состоял учителем рисования при Ярославской духовной семинарии с 1868 по 1873 гг., слушал лекции в Демидовском юридическом лицее, который окончил в 1871 г. В 1874 г. был принят на службу в канцелярию военного прокурора Санкт-Петербургского окружного суда. Посещая семинары в Археологическом институте Николая Васильевича Калачова в 1878–1881 гг., одновременно занимался в императорской Академии художеств, где успешно прошёл программу обучения в объёме двух курсов. В мае 1880 г. принял монашество и был рукоположён во иеромонаха. В 1881 г. прибыл в Пекин, где в составе Русской духовной миссии в Китае занимался миссионерской деятельностью до 1887 г. В связи с тяжёлой болезнью по разрешению Святейшего Синода досрочно вернулся в Россию, продолжил службу в Киево-Печерской лавре, а затем с октября 1888 г. – на Киевском подворье в Санкт-Петербурге. После публикации ряда серьёзных научных трудов, в том числе посвящённых Китаю, вновь был направлен в Пекин, где в составе духовной миссии с 1896 по 1898 гг. продолжал интенсивно заниматься миссионерской деятельностью и научными изысканиями. Из-за тяжёлого психического заболевания отозван в Россию с назначением в число монашествующих Оптиной пустыни. В пустыни прошла его оставшаяся жизнь, посвящённая подготовке к печати собранных в Китае материалов, а также благотворительной деятельности, особенно в пользу Красного Креста (в период восстания ихэтуаней 1898–1901 гг. и Русско-японской войны 1904–1905 гг.). В 1904 г. Алексий предпринял попытку покинуть монастырь, но его прошение о снятии сана и расстрижении было отклонено Святейшим Синодом. Ни одна из его работ, написанных в Оптиной пустыни, не напечатана. В период гражданской войны Алексий умер от голода. Место захоронения неизвестно. Оставшиеся после его смерти рукописи и материалы личного архива хранятся в отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Подобно многим русским востоковедам его времени, Алексий активно участвовал в деятельности различных научных обществ России, чему благоприятствовали его достижения в изучении памятников русского деревянного зодчества (главным образом, на территории Новгородской, Тверской и Ярославской епархий), иконографии и живописи. В 1876 г. его избрали членом-сотрудником императорского Русского археологического общества, в 1877 г. – сотрудником императорского Русского географического общества, в 1884 г. – корреспондентом императорского Общества поощрения художеств. В 1889 г. Алексий передал в дар Академии художеств ценную коллекцию видов и чертежей памятников древнерусского зодчества и был удостоен звания почётного общника (особый вид членства) Академии, в 1892 г. Алексию была объявлена благодарность и выдан диплом от имени участников первого съезда русских архитекторов за экспонирование на выставке коллекции чертежей древнерусских деревянных церквей, принадлежавшей Алексию. Значителен его научный вклад в изучение переводов христианской литературы на восточные языки, сделанных западными и православными миссионерами. Труд Алексия «История Библии на Востоке», по сути, – энциклопедия китайской жизни, в которой широко представлены конфуцианство, даосизм и буддизм. За участие в переводах на китайский язык богослужебных книг православной церкви Алексию в 1884 г. было передано благословение Святейшего Синода, а в 1893 г. за поднесённые императору Александру III научные труды по истории миссионерской деятельности западных и российских проповедников объявлена благодарность.

 
PR-CY.ru