АНТИОХИЙСКИЕ СОБОРЫ - Страница 6

Собор проарианской партии 360/361 г. по приказу императора Констанция низложил с Антиохийского престола избранного на него незадолго до этого епископа Мелетия и поставил на его место арианина Евзоия. Причину низложения Мелетия историки видят в приверженности его «единосущию», которую он подтвердил при избрании его Антиохийским епископом, хотя до этого антиникейцы видели в нём сторонника омиев (от греч. - подобный). Решение Собора привело к очередному расколу в общине Антиохийской церкви, т.к. сторонники Мелетия не признали его низложения и образовали отдельную от ариан общину. Собор девяти епископов-ариан (около 362 г.), сторонников Евзоия, объявили все решения Анкирского собора 358 г. против аномеев недействительными; сняли обвинения с крайнего арианина Аэция, осуждённого Константинопольским собором 360 г. Собор 27(23) епископов 363 г. был созван епископом Мелетием, который вернулся в Антиохию после смерти императора Юлиана Отступника. Собравшиеся епископы «омии» и «омиусиане», в том числе Акакий Кесарийский, Пелагий Лаодикийский, Афанасий Анкирский, Евсевий Самосатский, Ураний Апамейский, Ураний Мелитинский, Магн Халкидонский, Исаконис из Великой Армении и др., ради восстановления церковного единства приняли Никейский Символ веры. Понятие «единосущия» Сына Отцу трактовалось отцами Собора следующим образом: Сын родился из сущности Отца и подобен Отцу по существу – т.е. в смысле омиусиан. Собор свидетельствовал о нарождении новоникейской партии, в которую вошли епископы Мелетий Антиохийский, Евсевий Самосатский, Афанасий Анкирский и Пелагий Лаодикийский. Определение Собора было направлено императору Иовиану. В 379 г. около 150 епископов, в том числе Григорий Нисский, епископы Евсевий Самосатский, Пелагий Лаодикийский, Зинон Тирский, Евлогий Эдесский, Виматий Маллский, Диодор Тарсский, при председательствующем Мелетии Антиохийском, собрались на Собор, чтобы подтвердить правомерность епископа Мелетия, которого не признавала Римская церковь. Епископ Мелетий, повторно заточённый императором Валентом, снова был вызван из ссылки при императоре Грациане. Антиохийский епископ Павлин, находившийся в глубокой старости, объявил, что разделять престол с тем, кто рукоположён арианами, не может, т.к. это противоречит церковным правилам. Приверженцы епископа Мелетия попытались ввести его на престол силой. Волнения были успокоены договором, по которому никто другой не будет претендовать на кафедру, когда один из епископов почиет, на кафедре будет второй. Но Западная церковь видела в епископе Мелетии арианина, принимая в общение Антиохийского епископа Павлина. Отцы Собора подписались под посланиями, присланными из Рима, против арианства и аполлинарианства, тем самым восстановив церковное общение Запада и Востока. На томос Собора, свидетельствующий о вероисповедании восточных епископов, ссылается Послание к Римской церкви второго Вселенского собора. Собор крайних ариан (около 380 г.) из группы епископа Евномия был составлен для возрождения арианской партии в Восточной церкви после смерти преследовавшего её императора Валента (ум. в 378 г.). Политика императора Феодосия I Великого, издавшего в 380 и 381 гг. эдикты против ариан, расстроила их планы.

 



 
PR-CY.ru