АНТИОХИЙСКИЕ СОБОРЫ - Страница 5

Исследователи придерживаются различных точек зрения на то, результатом деяния какого Собора явились эти 25 правил. Профессор Анатолий Алексеевич Спасский утверждает, что тот же Собор, который издал правило 12, приложил его и к Афанасию. По его мнению, этот Собор происходил в 339 г., т.к. Афанасий летом 339 г. был вынужден покинуть Александрию, уступив место Григорию Каппадокийцу, а осенью 339 г. он уже был в Риме. Римский епископ Юлий, обращаясь в послании (339 г.) к отцам Антиохийского собора, пишет об изгнании Афанасия с Александрийской кафедры с помощью воинов и поставлении там Григория. В «Лекциях по истории древней Церкви» профессора Василия Васильевича Болотова также высказывается предположение, что правила были выработаны более ранним Собором ещё при жизни Константина Великого (ум. в 337 г.), председательствовал на Соборе Евсевий Кесарийский (ум. в 339 г.). Собор 344 г. низложил епископа Стефана I Антиохийского и принял вероисповедную формулу. Отцы Сардикийского собора (343 г.) отправили на Восток своих посланцев епископов Колонийского Евфрата и Капуанского Винцентия с соборными посланиями. Антиохийский епископ Стефан решил воспрепятствовать проникновению сардикийских определений, создав скандальную ситуацию, чтобы опорочить таким образом послов. Собор, созванный императором Констанцием, низложил Стефана (затем изгнал его из церкви), на его место был избран Леонтий (344–357 гг.). В ответ на выдвинутое Сардикийским собором обвинение в признании Восточной церковью трёх Ипостасей как трёх отдельных Божеств Собор издал формулу (пятая антиохийская формула, так называемое «многострочное изложение»), в которой отцы Собора утверждают: «Признавая три особенности и три лица Отца, Сына и Святого Духа, по Писаниям, мы через то не допускаем трёх Богов»; «А кто утверждает, будто Сын – из не-сущего, или от другой ипостаси, а не от Бога, и будто было некогда время, либо век, когда Его не было, тех святая кафолическая Церковь чуждается». Сын «подобен Отцу во всём». В.В. Болотов отмечает «живописность» выражения «взаимопроникновение» Божественных Ипостасей, приводя образец рассуждения отцов Собора: «Сын соприкасается со Отцем непосредственно, так что весь Отец вмещает в груди Своей Сына, и весь Сын зависит, т.е. вчленён в Отца». Несмотря на присутствие элемента субординационизма («Он, несмотря на подчинённость Отцу и Богу, как рождённый от Бога»), антиохийская формула признаёт Единого Бога в трёх Ипостасях (против Маркелла Анкирского и Фотина Сирмийского), Отца, Сына и Святого Духа; отцы Собора признают, что «Христос есть предвечный Бог», «ипостасное Слово Отца и Бог от Бога» (против Павла Самосатского). На проарианском Соборе 358 г., созванном Евдоксием, участвовали епископы Кесарийский Акакий и Тирский Ураний. Собор отверг термины «единосущный» и «подобосущный». Рассмотрев вторую Сирмийскую формулу, признал её удовлетворительной и благодарил её создателей – Валента, Урсакия и Герминия. Впервые в церкви официально выступили аномеи (от греч. - неподобный). О реакции восточных епископов на решение Собора см. Анкирские соборы, 358 г.

 



 
PR-CY.ru