АРИМИНО-СЕЛЕВКИЙСКИЙ СОБОР - Страница 2

Эти положения, оформленные в виде Послания к императору, составили четвёртую сирмийскую формулу (из-за проставленной в Послании точной даты, 22 мая 359 г., оно получило название «датированной веры»). В Аримине собралось до 400 епископов из западных областей империи, в основном, твёрдо придерживавшихся Никейского Символа веры, которые подавляющим большинством не только отвергли вероисповедание, предложенное им посланниками императора Валентом и Урсакием, но и анафематствовали арианствующих епископов. Лишь 80 епископов поддержали Валента и Урсакия и подписали четвёртую сирмийскую формулу. От Ариминского собора к императору отправилось два посольства: от православного большинства и от согласного с арианами меньшинства. Валент и Урсакий опередили православное посольство и настроили императора против защитников Никейской веры: Констанций II не принял послов, отослав их в Адрианополь дожидаться его решения, и запретил епископам разъезжаться из Аримина. Вскоре послы встретились во фракийском городе Ника с Валентом и Урсакием и под их давлением подписали новую вероисповедную формулу, которая соответствовала четвёртой сирмийской, за исключением того, что из тезиса подобия Сына Отцу было изъято “во всём”, и, таким образом, отношения Сына к Отцу были сведены к простому подобию (эта формула вошла в историю как «никская вера»). После такой уступки послов быстро отпустили в Аримин, где они вместе с Валентом и Урсакием должны были получить подписи остальных членов Собора. Под давлением светских властей и поддавшись уговорам ариан, почти все епископы подписали новую «никскую» формулу. На восточный Собор в Селевкии Исаврийской приехали лишь 150 епископов, из них чуть более 100 омиусиан и несколько десятков аномеев и омиев. Собор начал свою работу 27 сентября 359 г., и сразу же разгорелись яростные споры как по процедуре ведения, так и по существу дела. Почувствовавшие поддержку аномеи потребовали осуждения Никейского Символа и отказа даже от признания какого-либо подобия Сына Отцу. Омиусиане, омии и немногие сторонники Никейской веры объединились против радикализма аномеев. На следующий день омиусиане, собравшись отдельно, подписали вероисповедную формулу Антиохийского собора 341 г. Селевкийский собор распался, так и не приняв никакого решения. Император Констанций II потребовал к себе представителей противоборствующих сторон, но и диспуты в его присутствии не привели к выработке какой-либо единой формулировки. Тем временем Урсакий и Валент привезли подписанную западными епископами «никскую» формулу, и император Констанций II настоял на её признании всеми участниками собрания. После долгих споров омиусиане 1 января 360 г. были вынуждены подписать «никскую» формулу, согласно которой признавалось простое «подобие» Сына Отцу.



 
PR-CY.ru