АРИМИНО-СЕЛЕВКИЙСКИЙ СОБОР

АРИМИНО-СЕЛЕВКИЙСКИЙ СОБОР состоялся в 359 г. по инициативе императора Констанция II в городах Аримин (современный Римини, Италия) и Селевкия Исаврийская (современный Силифке, Турция) и явился важным этапом в истории арианства и борьбы с этой ересью. К тому времени антиникейское движение уже распалось на различные направления: собственно ариан, крайних ариан, учивших о неподобии Сына Отцу (аномеев); сторонников учения о подобии Сына Отцу, но без признания подобия по существу (омиев); последователей учения о совершенном подобии Сына Отцу и по сущности (омиусиан). Омиусиане по основам мировоззрения были столь близки к сторонникам никейского учения, что многие учёные (Анатолий Алексеевич Спасский, Василий Васильевич Болотов) считали их православными. После признания на созванном аномеями Антиохийском соборе 358 г. так называемой второй сирмийской формулы (357 г.), осудившей понятия «сущность», «единосущный» и термин «подобосущный», омиусиане, официально заявившие о себе на Анкирском соборе 358 г., приняли окружное послание, выражающее убеждение, что Сын подобен Отцу не только по силе или энергии, но и по сущности (это было повторением решений Антиохийского собора 341 г.). Окружное послание было доставлено от имени Собора императору Констанцию II в его ставку в город Сирмий делегацией во главе с Анкирским  епископом Василием. Под влиянием епископа Василия Констанций II утвердил положения, принятые Анкирским собором (так называемая третья сирмийская формула), и отстранил епископов-аномеев от управления епархиями. Однако через некоторое время арианская партия во главе с влиятельными при императорском дворе Мурсийским епископом Валентом и Сингидунским епископом Урсакием вновь возобладала, поддержка Констанцием II омиусиан не принесла столь желанного им мира, напротив, начались массовые ссылки противников Анкирского собора и новые нестроения. В связи с этим император решил созвать новый Вселенский собор, который выработал бы приемлемую для всех вероисповедную формулу. После многократной перемены места, сроков и порядка проведения Собора было решено созвать одновременно два Собора: западные епископы получили приказ ехать в Аримин, а восточные – в Селевкию Исаврийскую. Было решено собрать представителей всех направлений (кроме сторонников Никейского собора) и выработать предварительные положения, которые и вынести на утверждение Соборов. Арианам удалось убедить епископа Василия отказаться от понятия «подобосущный» и заменить его понятием «подобен во всём». Они мотивировали это тем, что слова “существо” и “единосущие” «были причиной разделения церквей…, что из-за двух слов, и притом не находящихся в Писании, не следует раздирать тело Церкви и что Сына надо называть подобным Родившему по всему, а слово “существо”, как чуждое Писанию, оставить».

 



 
PR-CY.ru