АХИЛА ДИАКОН

АХИЛА ДИАКОН (конец XIII – XV в.?) – преподобный, Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (память 4 января, 28 августа – в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю вторую Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских). В кратком жизнеописании Ахилы Диакона, которое основано на надписи, скопированной в XVII в. с его надгробной доски (помимо Жития на доске были написаны тропарь и кондак преподобному), сообщается, что Ахила Диакон был пострижеником Киево-Печерского монастыря, служил дьяконом в Успенском соборе монастыря. Превосходил многих подвижников воздержанием, не употреблял ни сладкой, ни варёной пищи, его обычной едой была одна просфора в неделю и немного «зелия» (овощей). «Многое показал еси пощение, о Ахило: едва единою в седмицы и се едину малу просфору снедаше» – сказано в кондаке преподобному. Ахила Диакон упоминается в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (1638 г.) среди преподобных отцов Дальних пещер. Местная канонизация Ахилы Диакона произошла, как полагают исследователи, при настоятеле Киево-Печерского монастыря архимандрите Варлааме (Ясинском; 1684–1690 гг.), когда было установлено празднование Собору преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же была составлена служба Собору, Ахила Диакон упоминается в четвёртом тропаре третьей песни канона преподобным отцам Дальних пещер. Общецерковное почитание Ахилы Диакона установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно которым разрешалось печатать службы печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских. Отдельная память Ахилы Диакона (как и других преподобных отцов Дальних пещер) начала праздноваться во второй половине XIX в. Изображения Ахилы Диакона сохранились, в основном, в композиции «Собор Киево-Печерских святых», где он обычно представлен оглавно, средовеком, в правой группе иноков, мощи которых почивают в Дальних пещерах, в восьмом ряду, четвёртым слева, в камилавке, – на гравюрах конца XVIII – первой половины XIX в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, Российская государственная библиотека), на иконе первой половины XIX в. (музей Андрея Рублёва), как предполагают исследователи, из мастерской Киево-Печерской лавры (с надписью на нимбе: «Пре Аккiла дiакон»), на литографии А.В. Морова 1876 г. (Российская государственная библиотека). Оплечно, в диаконском облачении (стихаре с повязанным крестообразно орарем и камилавке), с раскрытой книгой в правой руке, округлой короткой бородой и волнистыми, спадающими на плечи прядями волос – на гравюре первой половины XIX в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии). Подобное изображение, но с крестом в левой руке – на единоличной иконе Ахилы Диакона, XIX в. (Киево-Печерский музей-заповедник), над ракой святого в Дальних пещерах. Варианты этой иконографии: на литографии Собора Киево-Печерских святых, конца XIX в. (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), – с закрытой книгой; на хромолитографии 1884 г. издания Ивана Дмитриевича Сытина (Российская государственная библиотека); на литографии 1893 г. издания Киево-Печерской лавры (Российская государственная библиотека) – держит книгу обеими руками. На литографии 1859 г. издания А. Абрамова (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии), раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (Русский музей), по мнению исследователей, ошибочно помещено два изображения преподобного (с непокрытой головой) с надписями: «пре. Ахила дiк.» и «пр. Ахила дi», соответственно в четвёртом ряду, первым слева, и в десятом ряду, вторым слева.

 
PR-CY.ru