АНЧИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 2

Из Анчийских епископов исследователям известны также чудотворец Захария (IX в.); его преемник Цкири (IX в.), воспитанный при дворе тбилисского эмира Сахака и при его ходатайстве занявший Анчийскую кафедру, лишённый сана «за великое зло» на созванном Григорием Хандзойским церковном Соборе и умерший от «Божественного мщения» за то, что послал народ разрушить монастырь в Анчи; Макарий (X в.), при котором было составлено житие Григория Хандзойского; гимнограф Иоанн (XII–XIII вв.), заказавший оклад иконы «Анчийский Спас» и составивший в честь неё песнопение; Феофане (1350–1360 гг.); Иосеби (XIV–XV вв.), поддержавший князя Самцхе атабага Иоане (1391–1444 гг.) в борьбе за выход епархии из-под юрисдикции Мцхетского католикосата. В 1555 г., после Амасийского договора между Ираном и Османской империей, Анчи перешёл в руки турок, епархия пришла в упадок и в середине XVII в. была упразднена. В 1664 г. тбилисский купец А. Евангулашвили перевёз в Тбилиси из монастыря Анчи знаменитую нерукотворную икону «Анчийский Спас», которую католикос Доментий III поместил в тбилисской церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы, названной после этого Анчисхати. На протяжении многих веков Анчийская епархия была одним из самых важных культурных центров Грузии. В кларджетских монастырях, с которыми связаны имена многих святых Грузинской церкви, активно переписывались рукописи, и создавались оригинальные литературные произведения. В 913 г. в монастыре Опиза монахом Григорием было создано известное Опизское Евангелие; во второй половине XI в. монахом Афанасием Опизским переписан Октоих, перевод которого с греческого на грузинский осуществил Георгий Мтацминдели; с монастырём связаны и имена золотых дел мастеров Беки и Бешкена Опизари, монаха Илариона Опизского, выкупившего у монголов несколько рукописей. Среди деятелей монастыря Хандзта исследователям известны его основатель Григорий Хандзойский, его ученик Ефрем Великий (845–885 гг.), монах Макар Летели, принимавший участие в переписке первой датированной грузинской рукописи – Синайского Многоглава (864 г.), Георгий Мерчул. Из деятелей монастыря Шатберди исследователям известны монах Софром, заказавший Адишское Четвероевангелие; монах Габриел, переписавший по заказу Габриела Мирдатисдзе Джручское Евангелие; каллиграф Иоане Берай, переписавший Шатбердский сборник (973–976 гг.) и Пархальское Четвероевангелие (973 г.). Недалеко от современного турецкого села Аначлы сохранились руины кафедральной анчийской церкви, предположительно крестово-купольной. Грузинский историк Вахушти Багратиони, описывая местность Анчи, характеризует храм как «благолепный и прекрасный». В начале XIX в. церковь была ещё в хорошем состоянии; но уже в 1879 г. Дмитрий Захарьевич Бакрадзе засвидетельствовал, что храм почти полностью разрушен. В 1904 г. Николай Яковлевич Марр писал, что сохранившиеся части северо-западного угла и северной стены храма, алтарная апсида с частью купола, разрушенные стены северного и южного приделов снаружи и изнутри были облицованы чисто тёсанными квадрами песчаника, к началу XX в. практически полностью сбитыми местными жителями, вставлявшими их в стены своих домов. Фрагменты убранства фасада, найденные в селе, позволяют датировать церковь первой половиной XI в. Камнями из церковной кладки в значительной степени была облицована сельская мечеть.



 
PR-CY.ru