АФИНЫ - Страница 4

В зависимости от контекста древние афиняне то удостаиваются похвалы за свои добродетели (свободолюбие, любовь к учёности), то служат отрицательным примером идолопоклонства, жестокосердия и непостоянства. Уже в начале V в. Афины начинают испытывать влияние общего для империи упадка городской жизни, утрачивают своё экономическое значение. В 395 г. городу угрожали опустошением вестготы под предводительством Алариха, однако жителям удалось от них откупиться. Птолемаидский архиепископ Синесий Киренский, посетивший Афины вскоре после этого события, отмечал, что «в городе нет ничего замечательного, кроме славных имён». Ко второй половине V в. относятся последние упоминания о замещении муниципальных должностей, сохранившихся от классической эпохи. Со второй половины VI в. запустение города усугубилось из-за вторжений славян на Балканы. В правление императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.) философская школа в Афинах прекратила своё существование. Сведения об Афинской церкви в позднеантичный период крайне скудны. До начала VIII в. епархия в Афинах, как и вся западная часть Балканского полуострова (диоцез Иллирик), входила в юрисдикцию Римского престола. В VI в. кафедральным собором и главной святыней города стал бывший храм Афины на Акрополе (Парфенон), освящённый во имя Афинской Божьей Матери (Афиниотисса; Панагия Парфенос). Точная дата события исследователям не известна, они предполагают, что это произошло при императоре Юстиниане I. Далее последовательность смены епископов в Афинах исследователи прослеживают по надписям на стенах храма, хотя эти надписи плохо читаются, и их истолкование остаётся предметом дискуссий; в частности, неясно точное время, когда статус епархии был повышен до архиепископии и затем до митрополии. По другим источникам, известно имя епископа Иоанна, отличавшегося учёностью и представлявшего папу Римского на шестом Вселенском соборе (680–681 гг.). В VII в., после утраты Византийской империей почти всех владений на Балканах, Афины сохранили значение важного опорного пункта для империи на территории Аттики, подчинённого византийской феме Эллада. О жизни Афин в средневизантийский период исследователям почти ничего не известно. В 663 г. город посетил по пути в Италию император Констант II. Уроженкой Афин была жена императора Льва IV, поборница иконопочитания императрица Ирина (конец VIII в.). Ей, как и императрице Афинаиде (Евдокии), приписывается основание ряда храмов в Афинах. Упоминания об Афинах в источниках связаны в основном с Парфеноном – собором, освящённым в честь Богородицы, о красоте этого храма сообщается, например, в Житии Никона Метаноита. В 1018 г. в Афины прибыл император Василий II, чтобы принести благодарственные молитвы Богородице, отпраздновав тем самым свою окончательную победу над болгарами. В 733 г. в связи с конфликтом между Римской церковью и императором-иконоборцем Львом III Исавром Афины вместе с другими районами Греции были выведены из-под юрисдикции Рима в подчинение Константинопольского патриархата. Это положение официально рассматривалось как временное вплоть до нового ухудшения отношений между Римом и Константинополем в IX в., когда по распоряжению патриарха Фотия греческие епархии были включены в официальный список епархий Константинопольского патриархата, и Афины заняли в нём 28-е место.

 



 
PR-CY.ru