АНТИНОМИЯ - Страница 9

А.Ф. Лосев обсуждает антиномии в ряде работ: в «Диалектике мифа» приводится 12 антиномий: субъект и объект, идея и материя, сознание и бытие, сущность и явление, душа и тело, индивидуализм и социализм, свобода и необходимость, бесконечность и конечность, абсолютное и относительное, вечность и время, целое и часть, одно и многое; в «Философии имени» – три антиномии сущности; в книге «Античный космос и современная наука» даны антиномии имени и сущности, энергии сущности и факта, делимости и неделимости, величины и сверхвеличинности, временности и вечности, однородности и неоднородности, массивности и внемассивности, конечности и бесконечности. В особенности глубиной содержания, ясностью и логикой построения отличаются антиномии факта, понимания, смысла, мифа, адеквации и изоляции (двадцать антиномий), разрабатываемые А.Ф. Лосевым в разделе «Антиномика» книге «Диалектика художественной формы». В работе «Мировоззрение Скрябина» А.Ф. Лосев писал: «Антиномия Бога и мира – разумно непреодолима; но без неё нет мистического сознания в христианстве. Пережить и изжить жизнь, охватить эту антиномию и есть задача христианина». Валентин Фердинандович Асмус – один из немногих в русской философии, кто указывает на внутреннее единство антиномий всех трёх «Критик...» И. Канта. О необходимости использования антиномий для обсуждения сложнейших догматических проблем в православном богословии свидетельствует книга Владимира Николаевича Лосского «Очерк мистического богословия Восточной Церкви». Отмечая, что «догматы церкви часто представляются нашему рассудку антиномиями», В.Н. Лосский устанавливает важное теоретическое и практическое требование. Он пишет: «Задача состоит не в устранении антиномии путём приспособления догмата к нашему пониманию, но в изменении нашего ума для того, чтобы мы могли прийти к созерцанию Бого-открывающейся реальности, восходя к Богу и соединяясь с Ним в большей или меньшей мере». Понимая антиномии в смысле coincidentia oppositorum (без кантовской формальной структуры с необходимостью одних логических доказательств), В.Н. Лосский придаёт антиномии онтологический характер и не сводит её, как это делают некоторые авторы, к противоречию человеческого разума с самим собой, что с неизбежностью грозит субъективизмом, недопустимым в догматике. Именно такой подход позволяет В.Н. Лосскому говорить об антиномическом понимании догматов: «Вершина Откровения есть догмат о Пресвятой Троице, догмат «преимущественно» антиномичный». Далее, возвращаясь к этой теме, В.Н. Лосский размышляет об антиномичной простоте Троицы, рассматривает соединение с Богом и мистический опыт как антиномичный вопрос о «доступности недоступной природы», считает, что «догматическое учение об энергиях» – антиномично. В книге «Боговидение», ссылаясь на тексты Священного Писания, в равной мере отрицающие и утверждающие возможность видения Бога, В.Н. Лосский пишет о необходимости их антиномического понимания.



 
PR-CY.ru