АНТИНОМИЯ - Страница 4

И. Кант предпочитает «чистую религию» разума, в которой церковь понимается лишь в качестве этической общности «на основе божественного морального законодательства». II. Критика кантовского учения об антиномии велась преимущественно по трём направлениям: в отношении формулировки тезисов и антитезисов, обоснованности доказательств и выводов, использования в антиномиях общих принципов философии И. Канта. Учение об антиномии получило высокую оценку в немецкой классической философии: Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг увидел в нём «вечные пропилеи истинной философии», Георг Вильгельм Фридрих Гегель подчёркивал историческое значение учения о противоположностях. Однако основной принцип философии Ф.В.Й. фон Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля (тождество бытия и мышления в Абсолюте) вёл к критике кантовских антиномий. В то время как, по И. Канту, противоположности существуют не в самом Абсолюте, а возникают в разуме, в его попытках мыслить абсолютное, Иоганн Готлиб Фихте, Ф.В.Й фон Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель рассматривали противоположности как присущие Абсолюту. Уже ранний Ф.В.Й фон Шеллинг считал необходимым идти от абсолютного к его противоположностям с последующим их снятием в абсолютном; в гегелевских диалектических триадах противостояние тезиса и антитезиса снималось в синтезе. В «Науке логики» Г.В.Ф. Гегель, подробно исследуя кантовские антиномии, утверждал, что в обосновании они содержат логическую ошибку, в них «то, что подлежит доказательству, находится в доказательстве как допущение...» Артур Шопенгауэр в работе «Критика кантовской философии» даёт глубокий анализ антиномии; он считает, что доказательства тезисов у И. Канта представляют «сплошные софизмы», антитезисы же «выведены вполне добросовестно»; в особенности его привлекает истолкование проблемы свободы в связи с волей; здесь А. Шопенгауэр усматривает связь своей философии с учением И. Канта. Парадоксальную антиномию в материалах для книги «Воля к власти» формулирует Фридрих Ницше: «Антиномия вот в чём: поскольку мы верим в мораль, мы осуждаем бытие». Широкую известность в конце XIX в. получила дискуссия между одним из создателей теории множеств и учения об актуальной бесконечности Георгом Кантором и Вильгельмом Вундтом по поводу «математических» антиномий И. Канта. Герман Коген в книге «Kants Begründung der Ethik» («Кантово обоснование этики») разработал обоснование и решение антиномии свободы и необходимости. Николай Гартман в развитие учений И. Канта и И.Г. Фихте о свободе устанавливает антиномию долженствования «Sollensantinomie». Влияние кантовской проблематики испытали феноменология и экзистенциализм: антиномии свободы и необходимости, свободы и природы, философствования, «пограничной ситуации» рассматривает Карл Ясперс в своей главной работе «Philosophie». Об антиномичности христианского Откровения пишет известный католический богослов Анри де Любак в книге «Католичество».

 



 
PR-CY.ru