АНТИНОМИЯ - Страница 2

И. Кант называет эти антиномии «космологическими», справедливо полагая, что центральной и объединяющей темой их является понимание мира в целом, притом что третья антиномия по своему характеру относится к ранее обсуждавшейся им теме души (в рациональной психологии), а четвёртая – к последующему учению о трансцендентальном идеале и доказательствах существования Бога (в рациональной теологии). В четвёртой антиномии И. Кант собирает существеннейшие основоположения и категории европейской метафизики от греков до современности, проблемы: 1) бытия, пространства и ничто, 2) времени и вечности, 3) начала и бесконечности, 4) части и целого, 5) необходимости, случайности и свободы, 6) причины и следствия, 7) присутствия Бога в мире или Его отсутствия. Хотя, за исключением апории Зенона и ссылок на догматизм и эмпиризм, он не иллюстрирует затруднений историческими примерами, этот подтекст подразумевается, более того, И. Кант подчёркивает, что антиномии – это не заблуждения человеческого ума, а обусловленные самой природой теоретического разума противоречия, которые не могут быть устранены одним формально-логическим способом в пользу одной или другой стороны и требуют признания в их взаимоотрицании. Но и в том случае, когда антиномия разрешена, интуитивно-разумная убедительность противоположений сохраняет своё значение в качестве «трансцендентальной иллюзии». И. Кант тщательнейшим образом доказывает тезисы и антитезисы, однако его «диалектические» выводы неожиданны и имеют далеко идущие для судеб европейской философии последствия: в первых двух, «математических», антиномиях, по И. Канту, и тезис, и антитезис ложны: миру в целом невозможно приписать то, что утверждалось в этих тезисах и антитезисах; о мире в целом нельзя сказать, что он конечен или бесконечен во времени и пространстве, состоит или не состоит из простых частей и т.д., а в самих антиномиях (первой–второй), по И. Канту, нарушен закон противоречия, запрещающий мыслить в понятии «мир» одновременно мир «явлений» и мир «вещей самих по себе». В двух других (третьей–четвёртой), «динамических», антиномии, в которых, по мнению И. Канта, истинны и тезис, и антитезис, но в различных отношениях, тезисы и антитезисы могут быть разведены, а само противоречие оказывается «трансцендентальной видимостью». В третьей антиномии И. Кант констатирует существование свободы в умопостигаемом мире, в котором человек понимает себя как существо, наделённое разумом, – и господство необходимости в пространственно-временном мире, где человек выступает в качестве явления среди других явлений. В четвёртой утверждается связь мира с «безусловно необходимым существом» (Богом) в качестве особого рода (теоретической, но недоказуемой) причины мира, – с другой стороны, пространственно-временной и чувственный мир не нуждается в такой причине, существование которой было бы необходимо. Таким образом, общее решение, по словам И. Канта, сводится к «ложности предположений»: в математических антиномиях «противоречащее себе... представлялось соединимым в одном понятии», в «динамических» – «соединимое представляется противоречащим».

 



 
PR-CY.ru