АВТОНОМНАЯ ЭТИКА

АВТОНОМНАЯ ЭТИКА – направление в этике, сторонники которого рассматривают мораль в качестве единственной и достаточной базы для выведения основных правил (или законов) нравственности и считают неистинным объяснение нравственных ценностей и поступков человека внешними по отношению к морали обстоятельствами, утверждая самоценность морали и её независимость от религиозных, социальных и культурных предпосылок. С позиции автономной этики вечные и неизменные принципы нравственности не обусловлены историческим развитием, они запечатлены в душе (или в сознании) человека, раскрываются в свободной воле и могут быть поняты только из моральной природы человека. Хотя некоторые историки философии связывают автономную этику с именами Сократа и Аристотеля, её главные представители (т.е. автономисты) – Иммануил Кант, Иоганн Готлиб Фихте, Герман Коген, Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт, Макс Шелер. Теоретическую разработку основных положений автономной этики и наиболее глубокое её обоснование дал И. Кант в книге «Критика практического разума» (1788 г.). Его учение, оказавшее влияние на развитие этики и протестантской теологии и получившее через них известность в христианском мире, представляет собой сложную и не лишённую противоречий систему воззрений, которая своими явными или скрытыми положениями, с одной стороны, связана с христианством, с другой – продолжает традиции светской (так называемой гуманистической) морали. Центральной проблемой автономной этики И. Кант считал вопрос об автономии воли, понимание которой, в свою очередь, обусловлено концепцией свободы. Он не только признаёт существование свободы воли человека, но и считает, что подлинная мораль невозможна без такой предпосылки. По учению И. Канта, человек принадлежит двум мирам, временному и вневременному; если теоретический разум в пространственно-временном мире «явлений» обнаруживает господство «естественной необходимости» и констатирует отсутствие и невозможность здесь свободы, то разум практический в ноуменальном мире «вещей в себе» утверждает свободу человеческой воли тем, что автономная воля устанавливает для себя нравственный закон. При этом он отмечает, что подчинение человека этому нравственному закону не ограничивает свободы воли, поскольку законодателем выступает сама автономная (или свободная) воля: человек, подчинённый самому себе, по И. Канту, свободен. Из этого по его логике, казалось бы, следует, что человек несвободен, если он подчиняется воле Божьей. Но такой категоричный вывод не совсем верен. Хотя И. Кант отвергает гетерономную этику (даже в том случае, когда речь идёт о подчинении морали христианским заповедям), он с помощью сложных теоретических построений пытается доказать, что продуманная в своих основаниях автономная этика в итоге не только с необходимостью приводит к признанию бессмертия души, высшего блага и существования Бога (как безусловной основы моральных отношений и нравственного миропорядка), но и согласуется (или даже совпадает) с христианским учением о нравственности, в том числе с представлениями о добре и зле, первородной повреждённости природы человека, справедливом Божественном суде и воздаянии.

 



 
PR-CY.ru