АРТЕМИДА

АРТЕМИДА – в древнегреческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона; сочетает в себе черты архаики и классики, губительные и целительные функции. Артемида проводит время в лесах и горах, в сопровождении нимф-охотниц, вооружённая луком и окружённая сворой собак. Она следит за исполнением законов, гармонизирующих растительный и животный мир, пользуясь своими стрелами как орудием наказания. Перед Артемидой и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую златорогую лань. Не получив положенной жертвы от царя города Калидона (Этолия), богиня наслала на город вепря, опустошавшего поля и убивавшего жителей. Когда Агамемнон убил священную лань Артемиды, она потребовала принести в жертву его дочь Ифигению. Однако тайно от людей богиня унесла её с жертвенника (заменив ланью) в Тавриду, где Ифигения стала жрицей Артемиды Тавридской, которой приносились человеческие жертвы. Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым, т.к. в крито-минойскую эпоху Артемида считалась «владычицей зверей». Древнейшая Артемида не только охотница, но и сама медведица. Даже в классической Греции, в Аттике (в Бравроне), жрицы Артемиды Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались «медведицами». Святилища Артемиды часто находились вблизи источников и болот, где почиталась Артемида Лимнатис – «болотная», символизирующая влажность и плодородие растительного божества (ср., например, культ Артемиды Ортии в Спарте, восходящий к минойской эпохе и связанный с растительным миром). Рудименты архаической растительной богини сказываются и в том, что она через свою помощницу (а прежде – ипостась) Илифию помогает роженицам; только появившись на свет, Артемида помогла матери принять родившегося вслед за ней Аполлона. Хтоническая необузданность приближает Артемиду к образу Великой матери богов, Рее-Кибеле в Малой Азии, откуда и пришли оргиастические элементы культа, прославляющего богиню плодородия. Именно в Малой Азии почиталась Артемида «многогрудая» – Артемида Эфесская, культ которой в Эфесе сохранялся и в первые века христианства (см. Деян. 19). Однако Артемида классической эпохи – девственница и защитница целомудрия. Перед свадьбой ей приносили искупительную жертву. Именно она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачный покой змеями. Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший за омовением Артемиды, был превращён ею в оленя и растерзан псами. Артемида убила пытавшихся посягнуть на неё Буфага и Ориона. Она же убила свою спутницу, нимфу Каллисто, превратив прежде в медведицу, за нарушение целомудрия и любовь Зевса. С целомудрием Артемиды связано древнее представление о её лунной природе, откуда и близость к колдовским чарам Селены и Гекаты, с которой образ Артемиды иногда сближается. Поздняя мифология знает Артемиду-Луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона. Классическая Артемида – участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что указывает на малоазийское происхождение богини. Классическая Артемида – враг любого покушения на права и устои Олимпийцев. Благодаря хитрости Артемиды погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировую гармонию и взять приступом Олимп. Дерзкий великан Титий был также убит Артемидой и Аполлоном. У Ниобы, которая похвалялась своим потомством перед Олимпийскими богами, Артемидой и Аполлоном были убиты все 12 детей. Таким образом, прекрасный классический образ целомудренной богини, охотницы, уходит корнями в мрачное прошлое страшного хтонического божества. В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы и является олицетворением Луны так же, как её брат Аполлон в эпоху позднеримской Античности идентифицируется с Солнцем.

 
PR-CY.ru