АЛАВЕРДСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ

АЛАВЕРДСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ – пергаменная рукопись, содержит древнегрузинские тексты четырёх Евангелий, хранится в Институте рукописей Академии Наук Грузии имени Корнелия Самсоновича Кекелидзе (ныне Национальный Центр Рукописей Грузии). Переписана в 1054 г. в Калипосском Богородицком монастыре на Чёрной горе (близ монастыря св. Симеона Столпника, в исторической Сирии, современная Турция) Симеоном, Георгием и Иоанном Двали. Алавердское Четвероевангелие выполнено, в основном, строчным письмом нусхури, капитальным письмом асомтаврули написаны только два столбца. Текст Алавердского Четвероевангелия принадлежит редакции Евфимия Мтацминдели (Святогорца) и представляет собой обновлённый по сравнению с более древним перевод, близкий к константинопольским литературным традициям. Прилагаемое к Алавердскому Четвероевангелию «Послание Авгаря» объединяет два апокрифических послания: правителя Эдессы Авгаря Чёрного (Уккама) к Иисусу Христу и Иисуса Христа к Авгарю. Семипечатие, прилагаемое к посланию Спасителя, и повествование о Нерукотворном Образе представляют собой раннюю восточную (сирийскую) версию апокрифа, распространённую на христианском Востоке. Наглядным признаком архаичности грузинской версии и наличия в ней элементов сирийской традиции служат её близость с апотропеическими (магическими) текстами и неполные формулировки новозаветных и халкидонских Символов веры греческой редакции «Послания». Из-за неимения греческого подлинника «Послания» версии Алавердского Четвероевангелия грузинский перевод приобретает исключительное значение для реконструкции раннего этапа развития данного апокрифического сказания. Алавердское Четвероевангелие ценно также как исторический источник. Приписки и колофоны рукописи (1054, 1059 гг.) свидетельствуют о важных политических событиях, происходивших в Грузии в XI в. Многие исторические факты, известные также по сообщениям «Картлис Цховреба», подтверждаются в приписках Алавердского Четвероевангелия, и, что особенно важно, здесь они датированы. К Алавердскому Четвероевангелию прилагается пространная приписка XVII в., автором которой является некий настоятель Зебеде (как полагают исследователи, монастыря в Алаверди). В ней сообщается об опустошительных нашествиях иранского шаха Аббаса на царства Кахети и Картли и о мученической смерти царицы Кахети Кетеван. Рукопись украшена декоративными элементами (канонами, заставками, инициалами), изображениями евангелистов и иллюстрациями к апокрифическому посланию Авгаря, помещённому в конце рукописи. Декор Алавердского Четвероевангелия связан с византийскими кодексами, о чём свидетельствуют структура обрамлений, их орнаментация и колорит, детали украшений. Серебряный переплёт Алавердского Четвероевангелия усыпан драгоценными камнями, на нём изображены Иисус Христос, Богоматерь с Младенцем и великомученик Георгий. Титульный лист Алавердского Четвероевангелия с изображением креста выделяется своей расцветкой. Сочетание синего и золота, дополняемых зелёным, иногда красным и жёлтым, придаёт изображению праздничный вид. В начале каждого Евангелия помещены миниатюры евангелистов, изображённых сидящими за работой. Большая часть листа покрыта листовым золотом высокого качества. Непосредственно в текст апокрифического сказания «Послание Авгаря» вставлены четыре миниатюры: «Христос пишет письмо Авгарю», «Нерукотворный образ Спасителя», «Иерусалимский храм» и «Крещение Авгаря апостолом Фаддеем»; пятая («Больной Авгарь на ложе») занимает отдельную страницу «Послания».

 
PR-CY.ru