АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ - Страница 3

С V в. получила распространение герменевтическая схема, в которой буквальному смыслу писаний противопоставляется уже не два типа иносказательного истолкования, как у Оригена, а три. Впервые она приобретает законченный вид у Иоанна Кассиана Римлянина в сочинении «Собеседования египетских подвижников». Все три типа небуквальных толкований отвечают парадигме аллегорезы – замещению буквального смысла духовным, тем не менее, собственно аллегорическое толкование здесь выделено как самостоятельный тип экзегезы наряду с тропологическим и анагогическим. Ему усваивается вероучительная богословская цель, т.е. выявление христианского догматического учения на основе Откровения. Тропологическому толкованию усваивается нравоучительная цель, т.е. поиск аллегорического сообщения, относящегося к христианской жизни, и анагогическому – выявление прообразовательного и эсхатологического смысла писания. Все три типа духовного истолкования в христианской письменности применялись также в литургических комментариях, и, прежде всего, в объяснениях порядка совершения евхаристии. Наиболее ранние комментаторы литургии святители Кирилл Иерусалимский в «Поучениях тайноводственных», перерабатывавшихся его преемником Иоанном II Иерусалимским, и Иоанн Златоуст во многих своих поучениях, особенно антиохийского периода, в основном, оставались на тропологическом нравоучительном уровне. Кроме того, Иоанн Златоуст, а также Исидор Пелусиот (наследие его состоит, главным образом, из писем, которых насчитывается около 2000), будучи представителями антиохийской традиции, указывали на типологический смысл евхаристии; в ней они видели воспоминание не только Тайной вечери, но и всего земного служения Христа и одновременно прообраз небесной литургии. В конце V в. появляется первое анагогическое истолкование евхаристии, принадлежащее трактату «О церковной иерархии» корпуса «Ареопагитик». Литургия понимается в этом трактате как процесс восхождения людей к Богу, преображения индивидуального человеческого существования в бытие, сопричастное Богу. Эту традицию продолжил в VII в. Максим Исповедник в «Мистагогии», а Константинопольский патриарх Герман веком позже в «Сказании о Церкви и рассмотрении таинств» синтезировал оба подхода. Символика храма и рассмотрение анафоры у него сохраняют традиционную эсхатологическую идею небесной литургии, в то время как в объяснении литургии оглашенных он прибегает к аллегорическому истолкованию в образах земного служения Христа. Среди продолжателей Германа, которые, в основном, развивали исторический символизм, особое место занимает Фессалоникийский архиепископ Николай Кавасила и его труд «Изъяснение божественной литургии». После XVII в. с началом распространения в европейской мысли рационализма и эмпиризма аллегорическое толкование из библеистики и литургики было вытеснено историко-критическим методом и осталось, в основном, в назидательной проповеди.



 
PR-CY.ru