АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ

АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ (от греч. – «говорить иначе», «объяснять в переносном смысле») – выяснение иносказательного смысла Священного Писания, литургического чина, религиозных, философских и прочих текстов. В эллинистической философии аллегорическое толкование применялось для истолкования мифологии, например, Гесиода и Гомера. В палестинском иудаизме на фоне юридической казуистики мишнаистских толкований аллегорическое толкование малоупотребительно, тогда как в эллинистическом иудаизме, главным образом, в александрийской диаспоре, Аристовул и Филон Александрийский с помощью аллегорического толкования пытались согласовать учение Пятикнижия с древнегреческой космологией, этикой, антропологией и др. Суть аллегорического толкования в этом случае заключалась в замещении прямого смысла иносказательным: мифические и библейские персонажи и образы рассматривались как персонификация нравственных или космических начал, а их взаимосвязи расшифровывались, главным образом, в этико-психологическом плане. В словах Христа, донесённых евангелистами, встречаются все типы истолкования Писаний, обычные для иудейских раввинов того времени. Апостол Павел в своих посланиях нередко прибегает к аллегорическому толкованию и его частному случаю – типологическому толкованию Писания (например, 1 Кор. 5:6–8; 9:8–10; 10:1–11). В Послании к Галатам (4:21–31), объясняя рассказ Быт. 16:1–16 о двух сыновьях Авраама, апостол Павел прямо указывает используемый тип толкования: «В этом есть иносказание. Это два завета…» Начиная со II и III вв. в христианской апологетической литературе остро встаёт вопрос о пределах допустимости аллегорического толкования. Ириней Лионский в труде «Против ересей» отверг аллегорезу гностиков, которые, продолжая традицию эллинистической философской экзегезы, строили свои мифологические космогонии путём аллегорического замещения новозаветных лиц и образов абстрактными понятиями. Тем не менее, Ириней подчёркивал аллегоричность пророческих Писаний и некоторых мест Нового Завета. Тертуллиан в сочинении «О прескрипции (против) еретиков» ищет критерии адекватного истолкования писаний уже не в рационально-смысловой плоскости, а в плоскости живого церковно-литургического опыта: ответ о «едином и верном» значении всех Писаний он находит в учении церкви, полученном от Христа как истине жизни, а не как истине рассудка. В других сочинениях («О крещении», «Против Маркиона»), обвиняя гностиков, в частности Маркиона, Тертуллиан в полном пренебрежении прямым, буквальным смыслом Писаний, полностью не отвергал аллегорическое толкование; он применял его для обнаружения прообразовательного содержания писаний.

 



 
PR-CY.ru