АРЕФА - Страница 2

Старшие южнославянские (сербские) списки – последней четверти XIV в., один из старших русских – Российская государственная библиотека, последняя четверть XV в. Существует и древнегрузинский перевод памятника. В Великие Минеи Четьи помещены пространное Житие и оба кратких проложных Жития. Часть мощей Арефы перевезли из Константинополя в Киево-Печерский монастырь в 1073 г. Согласно надписи на иконе-мощевике князя Константина Дмитриевича (начало XV в.), в ней содержались частицы мощей Арефы. Различные редакции Студийского устава указывают в день памяти Арефы пение его последования с чтением Жития на утрене. Среди памятников Иерусалимского устава память Арефы содержится уже в ранних его редакциях. Типикон, используемый ныне в Русской православной церкви, предписывает совершение Арефе службы без знака. Последование Арефе, помещённое в печатных греческих и русских Минеях и состоящее из канона Феофана четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласа с акростихом «Мученический собор богокрасно воспоем песньми», стихир на «Господи воззвах» первого гласа со славником четвёртого гласа, седальна четвёртого гласа, кондака с икосом четвёртого гласа, известно по рукописным Минеям как студийской, так и иерусалимской традиций. Кроме текстов печатных Миней в рукописях сохранились и другие тексты Арефы: анонимный канон четвёртого гласа со второй песнью без акростиха, иной цикл стихир на «Господи воззвах» четвёртого гласа, сохранившийся в Минеях как студийского, так и иерусалимского типов, а также два седальна, четвёртого и четвёртого плагального, т.е. восьмого, гласов, сохранившиеся только в рукописях студийского типа. Обычно Арефа изображается старцем с седой остроконечной бородой средней длины, разделённой на несколько завитков, с седыми волосами или с залысинами на голове, в традиционном для мучеников одеянии – хитоне и плаще, с крестом в правой руке. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII в., описан как «старец с остроконечною бородою», в другом месте сказано: «Святой Арефа с бывшими с ним был усечён мечом. Он стар, а прочие различны видом»; в Большаковском подлиннике, XVIII в., указано: «Арефа сед, власы аки Андрея апостола, брада доле Николины, в доспехе пернатом, рукава испод киноварь, нагавицы чёрны, на левом плече риза багор лазорь пробелен, в левой руке меч в ножнах, а в правой руке держит со крестом свиток против сердца, а в нём писано: “Господи Иисусе Христе, сотвори милость поминающим мучение наше и оставление грехов подаждь”». Изображения Арефы сохранились на триптихе слоновой кости, X в. (Палаццо Венеция. Рим); в Минологии Василия II (976–1025 гг.) – представлено мученичество святого; на фреске в крипте кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 1030 гг.; Арбавильском триптихе слоновой кости, середина XI в. (Лувр); триптихе слоновой кости, XI–XII вв. (Ватикан); в трапезной монастыря апостола Иоанна Богослова на острове Патмос, конец XII в.; в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; на фреске в храме Успения Богородицы в Протате на Афоне, начало XIV в.; в церкви Афанасия Великого (Мусакос) в Кастории (Греция), 1384–1385 гг.; в греко-грузинской рукописи (Российская национальная библиотека, XV в.) и др.



 
PR-CY.ru