АПОЛОГЕТЫ РАННЕХРИСТИАНСКИЕ - Страница 5

Последняя помимо собственно апологетического материала содержит древнейшую на Западе систему христианского вероучения. К ней примыкает сочинение «О гневе Божьем» («De ira Dei»; около 303 г.), написанное против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). В ней Лактанций защищает возможность применения к Богу слова «гнев». Апологетические темы развиваются и в другом сочинении Лактанция – «О смертях преследователей» («De mortibus persecutorum»; около 314 г.). Несмотря на то что деятельность раннехристианских апологетов видимым образом мало способствовала ослаблению гонений на христиан, она, без сомнения, подготовила постепенную эволюцию сознания греко-римского языческого общества в сторону принятия христианской религии. Раннехристианские апологеты выступили во всеоружии современных религиозных и философских систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (например, учение стоиков о Логосе) для обоснования христианской веры перед лицом своих языческих современников. Одновременно они сделали первые шаги в формировании христианской богословской терминологии. Отношение к языческой культуре среди раннехристианских апологетов было различным: от полного неприятия: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» – до осознания себя наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам». На фоне критики языческой религии и философии складывались собственно христианские представления о Боге, мире и человеке. Политеизму противопоставлялось учение о едином, вечном Боге, обладающем по преимуществу такими апофатическими свойствами, как нерождённость, беспредельность, бесстрастность, непознаваемость. Против философского учения о совечности Бога и материи некоторые раннехристианские апологеты (Афинагор, Феофил Антиохийский) утверждали идею творения мира «ex nihilo» («из ничего»). Вместо представления о роке и предопределении раскрывалось учение о Промысле Божьем. Раннехристианские апологеты впервые начали развивать христианское учение о Пресвятой Троице, используя филоновское и стоическое учение о Логосе. Христологическим вопросам уделялось меньше внимания по причине внешней ориентации богословия раннехристианских апологетов (исключение составляет лишь Иустин). Из остальных тем, затрагиваемых раннехристианскими апологетами, исследователи выделяют проблему образа и подобия Божия в человеке, вопросы о первородном грехе, о воскресении, опровержение античного представления о судьбе и др. В целом сочинения раннехристианских апологетов имели исключительно важное значение для самосознания христианской церкви. Будучи во многих вопросах первопроходцами, они проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христианского богословия.



 
PR-CY.ru