АПОЛОГЕТЫ РАННЕХРИСТИАНСКИЕ - Страница 3

Проблема взаимоотношений церкви и государства на примере связи судеб Римской империи с христианством была развита Сардским епископом Мелитоном в «Апологии» (другое название – «Книжка к Антонину», около 170 г., сохранилась только в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Современником Татиана и Мелитона был Афинагор, христианский философ из Афин. Ему принадлежит «Прошение о христианах» (около 177 г.), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в котором он стремился доказать, что преследование христиан неразумно. В правление императора Коммода (180–192 гг.) Аполлоний Эфесский произнёс апологетическую речь, сохранившуюся в мученических актах. Среди раннехристианских апологетов были и такие, которые адресовали свои произведения частным лицам. Из них, прежде всего, исследователи упоминают последнего из греческих апологетов II в. Феофила Антиохийского, автора трёх книг «К Автолику» (около 182 г.), написанных для образованного и влиятельного язычника, имеющего предубеждения против христианства. Анонимное «Послание к Диогнету» (около 200 г.) представляет собой апологию, составленную в форме письма для знатного язычника, желающего познакомиться с христианской религией. В III в. апологии пишут Климент Александрийский и Ориген. В отличие от предыдущих апологий «Протрептик» («Увещание к эллинам», начало III в.) Климента Александрийского создан уже не столько для защиты христианства от нападок и преследований, сколько ради привлечения язычников к истинной вере. К жанру «Протрептика» близко и сохранившееся на сирийском языке «Слово к Антонину» Псевдо-Мелитона (начало III в.). Самым значительным произведением раннехристианской греческой апологетики является сочинение Оригена «Против Цельса» (середина III в.). Цельс был одним из наиболее серьёзных критиков христианства из среды язычников. Долгое время его сочинение против христиан не имело достойного опровержения и только в лице Оригена, спустя около 75 лет, получило отповедь. Стимулом для дальнейшего написания апологий было появление в 260 г. 15 книг «Против христиан» неоплатоника Порфирия. Ныне утерянное, сочинение содержало критику Ветхого и Нового Заветов, жизни и учения церкви. Первым ответом на него стал труд Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление» в 15 книгах (312–322 гг.). Ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311–313 гг.), неоплатоника, написавшего антихристианское сочинение «Правдолюбец» об Аполлонии Тианском, в котором он доказывал преимущества этого мага и философа перед Христом.

 



 
PR-CY.ru