АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ, Македонский - Страница 6

Александр Великий объявляется братом Дария III по отцу и внуком Филиппа Македонского. В поэме Низами (конец XII в.) Александр Великий – правитель «Рума», т.е. Римской и Византийской империи. Представление о древнем царе носит на Востоке героический характер. Царь воспринимается как богатырь, совершающий подвиги, и как романтический герой. Однако он же становится путешественником и исследователем мира, стремящимся к его пониманию. В памятниках раннехристианского времени Александр Великий изображался с атрибутами Геракла (львиная шкура и др.) в соответствии с представлением о том, что его поход совершался «по следам» Геракла и Диониса. Такие изображения известны, в частности, на золотом блюде из Абу-Кира, IV–V вв., и рельефе из Мессении (Пелопоннес), IV в. (Лувр). В византийском и славянском искусстве встречаются несколько сюжетов, следующих повествованию «Романа об Александре»: а) В рукописи Кинегетики Псевдо-Оппиана (первая половина XI в.) изображены три сюжета: «Александр приводит Букефала к Филиппу», «Букефал в темнице», «Александр на Букефале преследует колесницу Дария». На рельефе шкатулки из слоновой кости в Бадия делла Тринита в Ла-Кава (Италия), по мнению К. Вейцмана, представлено изображение плаща Александра Великого и сцена «Примирение родителей Александра». На нескольких глиняных фрагментах: XI–XII вв. (Византийский музей. Афины), XIII–XIV вв. (Музей в Фессалонике), XIV в. (Музей в Бернаке) – встречается изображение следующих эпизодов: «Александр брошен в яму»; «Битва Александра с Пором». Цикл подвигов Александра Великого, от победы над Дарием до походов к брахманам и амазонкам, был представлен в мозаиках дворца Дигениса Акрита (по предположению А. Грегуара, дворец мог находиться в восточной части Малой Азии и датировался IX в.). Значительное число иллюстраций (преимущественно «портретов героев») содержалось в сербском списке «Романа об Александре» конца XIV (?) – начала XV вв. из собрания Народной библиотеки Сербии в Белграде (погиб в 1941 г.). Несколько миниатюр, сопровождающих текст романа, находятся в сербской рукописи третьей четверти XV в. Большой цикл иллюстраций к особой хронографической редакции романа есть во втором томе Лицевого летописного свода второй половины XVI в. (Библиотека Академии Наук). В конце XVI в. была сделана попытка проиллюстрировать «Роман об Александре» в лицевом Хронографе редакции 1512 г. (Российская государственная библиотека), где для этих миниатюр оставлены места с киноварными заголовками сюжетов. В XVII–XVIII вв. «Сербская Александрия» была излюбленным сюжетом русских иллюстраторов, но редакции миниатюр остаются недостаточно изученными. Иллюстрации отдельных сцен романа, преимущественно батальных (например, «Битва Александра с Пором»), с петровского времени до первой четверти XX в. были широко распространены в лубочных картинках. б) «Вознесение Александра Великого» – наиболее распространённый иконографический сюжет, восходящий к роману Псевдо-Каллисфена и встречающийся также в искусстве многих стран средневековой Европы, куда он проник из Византии.

 



 
PR-CY.ru