АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ, Македонский - Страница 5

В Западной Европе в сочинениях и переводах Псевдо-Каллисфена («Происхождение и победа Александра» Льва Неаполитанского, IX–X вв.; «История битв», XI в.) большую роль играла традиция рыцарских романов, для которой первостепенное значение имели военный талант македонского царя, его завоевательные походы, его достоинства как правителя. Постепенно, с развитием в Европе интереса к Античности, у писателей появляется стремление в рассказах об Александре Великом более точно следовать древним образцам, стилизовать свои произведения под античный эпический стиль (поэма Вальтера из Шатильона «Александрия», конец XII в.). Александр Великий по-прежнему воспринимается как один из важнейших деятелей мировой истории, но вслед за оценками Ветхого Завета в нём зачастую видят воплощение зла, подвергают осуждению его личные качества, сравнивают его с дьяволом («История Александра», написанная Квилихином из Сполето (XIII в.) как дополнение к первой книге Маккавеев; Данте поместил Александра Великого в шестой круг ада). Развивающаяся параллельно фольклорная традиция нашла своё наиболее яркое воплощение в так называемых exempla («примеры»). В них помещались занимательные истории из жизни Александра Великого, отношение авторов историй к своему герою колебалось от нейтрального к доброжелательному. Авторы exempla опирались в своём творчестве на наследие античных писателей, которое они творчески преобразовывали согласно представлениям эпохи. Легендарные представления древних восточных народов (сирийцев, египтян, арабов и персов) об Александре Великом нашли отражение в тексте Корана и в мусульманской культуре. В Коране царь упоминается под именем Зу-ль-Карнайн (двурогий). Александр Великий изображается человеком, которому была дана великая мудрость и власть над миром. Дойдя до его предела, он построил стену между двумя горами и запер за ней Яджудж и Маджудж (Гог и Магог), враждебные существа, угрожавшие миру. Перед концом мира эти существа перейдут стену и захватят весь мир, убив много людей. Таким образом, в представлении мусульман Александр Великий, познавший тайны мироздания, получает статус пророка, предтечи Мухаммада, в чём-то подобного ему по созданию универсалистской политико-идеологической системы. Через толкования к Корану, в которых использовались Талмуд и Мидраши, образ Александра Великого проникает в литературу мусульманских стран. Александр Великий, или Искандар в арабо-персидской традиции, приобретает на Востоке значение культурного героя. Для мусульман мир, объединённый когда-то державой Александра Великого, отождествляется вообще со всей известной ойкуменой. В произведениях персидских поэтов он покоряет не только Индию, но и Китай. В сочинениях Фирдоуси «Шахнаме» (XI в.), Джами «Книга мудрости Искандара» (XV в.) и Навои «Вал Искандара» (XV в.) македонский царь выступает как законный шах Ирана, подчёркивается его божественное происхождение.

 



 
PR-CY.ru