АПOРИЯ

АПOРИЯ (от греч. – затруднение, трудность) – термин, обозначающий трудноразрешимую проблему; букв. – безвыходное положение (в этом значении встречается у Еврипида); в греческой философии, как полагают исследователи, впервые употребляется Платоном, но широкое употребление получает только у Аристотеля. Существующая в древнегреческой философии внутренняя связь между основоположениями и апорией позволяет выделить в учениях Зенона Элейского, Аристотеля, скептиков смысл апории и её формальную структуру. В самом общем смысле апория – это затруднения, обусловленные тем, что в философии есть положения, принимаемые в качестве очевидных (по Аристотелю, на основе восприятия или «представления»), обоснование которых с необходимостью ведёт к затруднениям – независимо от того, полагаются ли эти положения в виде исходных начал или в качестве отдельных категорий. К формальной структуре апории следует отнести наличие в ней противоположностей, либо изначально существующих в ней в форме взаимосвязанных основоположений или категорий – тезиса и антитезиса (бытие и небытие, единое и многое, движение и покой и др.), либо вытекающих из самого тезиса в процессе его обоснования. При этом вопрос о характере противоположностей (выступают ли они в качестве отрицающих друг друга на основе закона противоречия, или они диалектически совместимы) является ключевым для понимания апории и способов её разрешения. Так, у Зенона в основание формальной структуры апории положен закон противоречия, выраженный применительно к главному метафизическому положению элеатов в форме «неверно, что бытие и небытие вместе истинны»; соответственно аргументы Зенона против множества, движения, пространства (в конечном счёте, против небытия) ведут к признанию существования только бытия. Из анализа апории Зенона исследователи делают два существенных вывода: 1) аргументы Зенона неопровержимы, если искать в них логическую ошибку («Если отвлечься от всего прочего и сосредоточиться только на самих этих аргументах, они неопровержимы»); соответственно опровержения требует основное метафизическое допущение элейской философии, изначально связывающее бытие и небытие законом противоречия и положенное в основание апории; 2) не может не выглядеть непротиворечивой попытка с помощью одной формальной логики доказать как существование, так и несуществование небытия (здесь затрагивается проблема онтологизации ничто, имеющая важное значение для христианского богословия).

 



 
PR-CY.ru